Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Кредиты на 3,7 триллиона рублей могут стать проблемными из-за высоких ставок

Банки от таких проблем не упадут
Банки от таких проблем не упадут Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

Длительный период высоких процентных ставок может сказаться на возможности многих компаний обслуживать кредиты, предупреждает рейтинговое агентство АКРА. По его оценке, около 20% капитала банковской системы приходится на заемщиков, «кредитоспособность которых может ощутимо снизиться из-за роста процентной ставки».

По данным ЦБ, совокупный капитал российских банков на 1 апреля составлял 18,5 трлн руб. – таким образом, речь может идти о кредитах на 3,7 триллиона. Это всего на четверть меньше уже имеющихся у банков проблемных долгов, которые ЦБ оценивает в 5 трлн руб.: 3,1 триллиона по корпоративным кредитам и 1,9 триллиона – по розничным (3,9% и 5,1% портфеля соответственно).

В марте, по данным ЦБ, ставки по кредитам компаниям на срок до года составляли 22,2%, а населению – 28%. За год они увеличились на 5 и 3,7 процентных пункта. Ставки по более длинным кредитам были чуть ниже: 18,7% для бизнеса и 20,3% для людей (+2 и 0,1 п.п.). Проблема не только в том, что они выросли, но также в том, что они остаются высокими долго. «Накопленное влияние повышения стоимости кредитов… и связанный с этим рост рисков ухудшения качества ссудной задолженности», – пишут аналитики АКРА.

Банкиры уже готовятся к нарастанию проблем. Высокие ставки, очевидно, спровоцируют снижение платежеспособности компаний и приведут к росту количества дефолтов, говорил в конце февраля президент Сбербанка Герман Греф. Банк, по его словам, в связи с этим заранее увеличил отчисления в резервы. «Значительную долговую нагрузку» российских предприятий отмечал недавно и президент ВТБ Андрей Костин: «Мы, правда, не видим каких-то угроз массовых банкротств или ситуаций, когда требовались какие-то чрезвычайные меры, но, я думаю, значительное количество предприятий потребует реструктуризации». Среди самых проблемных отраслей он отмечал девелопмент и строительство, угольную и металлургическую промышленность.

Центробанк пока не отмечает роста числа запросов на реструктуризацию кредитов – за исключением компаний малого и среднего бизнеса. Но проблемы есть и у крупнейших компаний. Министр экономического развития Максим Решетников говорил об «опасном» уровне долговой нагрузки РЖД, из-за чего госкомпании сократили инвестиционную программу на этот год. Пока качество кредитного портфеля остается, в целом, стабильным, отмечал регулятор. По его данным, розничные кредиты покрыты резервами почти на 90%, а корпоративные – на 75%.

При этом регулятор видит угрозу дефолтов и призывает банкиров готовиться к ней. «Банки должны сосредоточиться на трех направлениях: укрепление капитальной базы; упреждение кредитных рисков, повышение качества выдаваемых кредитов; работа с возникающей проблемной задолженностью, тщательный мониторинг финансового положения заемщиков», – говорила банкирам председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Серьезной угрозы для банковской системы возможный рост дефолтов пока не представляет, показало стресс-тестирование АКРА. У банков достаточно запаса капитала, чтобы абсорбировать потерю почти половина (48%) собственного капитала без нарушения базового норматива. С учетом надбавок к нормативу достаточности капитала, которые с этого года начинает восстанавливать ЦБ, банки смогут перенести потерю почти трети (32%) капитала, продолжает. У банков есть умеренный запас финансовой прочности, заключает агентство.

Однако запас капитала распределен неравномерно даже между крупнейшими банками: у одних он большой, у других его почти нет, отмечает АКРА. Это беспокоит и ЦБ: «Избыточного капитала у многих нет, а кому-то из банков даже надо наращивать капитал для восстановления надбавок», – сетовала Набиуллина.

Высокие ставки способствуют также искусственному нарастанию долговых проблем у заемщиков: они стимулируют компании «прокручивать» деньги – задерживать оплату поставщикам, размещая средства на депозитах. «По всей видимости, компании, обеспеченные денежными средствами, перенаправляют их из производственного оборота на срочные депозиты (стимул – высокие ставки), одновременно наращивая кредиторскую задолженность перед поставщиками. Развиваясь, эта ситуация может привести к кризису неплатежей в середине года», – отмечали в феврале эксперты близкого к властям аналитического центра ЦМАКП. Чуть ранее они предупреждали о «вале банкротств» во второй половине года.

Тем, кому задерживают платежи, приходится либо поступать так же со своими поставщиками, либо кредитоваться по высоким ставкам. Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев в связи с этим призывал перезапустить программу льготного кредитования на пополнение оборотных средств, которая была в марте 2022 г. «Проблемы с обороткой отчетливо выражены, – констатировал он. – Неплатежи со стороны предприятий растут».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку