Глава подконтрольного талибам министерства юстиции Афганистана Абдул Хаким Шареи стал одним из участников Петербургского международного юридического форума, где также присутствовали высокопоставленные российские чиновники — в частности, министр юстиции РФ Константин Чуйченко и его заместитель Олег Свириденко. Во время своего выступления Шареи заявил, что в Афганистане была создана «чистая исламская система правосудия», основанная на нормах шариата, а также на «религиозных, исторических и культурных ценностях афганского народа». По его словам, такая модель полностью защищает права каждого человека. «Правосудие и надзор в соответствии с исламским шариатом гарантирует торжество истины, искоренение коррупции и обеспечение законных прав для всех, кто в них нуждается», — приводит его слова «Фонтанка».
Шареи также отметил, что афганские тюрьмы — это не просто места заключения, а «центры исправления», в которых происходит «моральная, религиозная и социальная реабилитация». По его словам, такие тюрьмы воспитывают у заключенных чувство ответственности. Министр подчеркнул, что исламские принципы считаются в Афганистане «священными» и имеют «высшую ценность». В связи с этим он заявил, что Кабул готов к сотрудничеству только с теми государствами, которые уважают исламские ценности, а также «суверенитет, территориальную целостность и достоинство исламского эмирата».
Шареи считается ключевым идеологом талибской «системы правосудия», выстроенной после прихода «Талибана» к власти в августе 2021 года. Его взгляды основаны на абсолютном верховенстве шариата и отвергают как демократию, так и гендерное равенство.
После вывода американских войск из Афганистана в 2021 году талибы захватили власть в стране и сформировали правительство, ввевшее репрессивные законы. Особое внимание уделялось ограничению прав женщин: был введен запрет на женское образование, женщинам запретили общение даже между собой, а за прелюбодеяние вновь стали применяться публичные казни. Также талибы восстановили практику телесных наказаний и создали департамент по «сохранению ценностей джихада». Судьи в стране обязаны выносить решения, руководствуясь исключительно законами шариата.
Несмотря на это, Россия в последние годы поддерживала рабочие контакты с талибами, в том числе приглашала их на публичные мероприятия с участием Владимира Путина. Глава МИД Сергей Лавров ранее называл представителей движения «вменяемыми людьми».
17 апреля 2024 года Верховный суд России снял с «Талибана» статус террористической организации, удовлетворив соответствующий иск генерального прокурора Игоря Краснова. Движение было официально запрещено в РФ с 2003 года как террористическая структура. После этого МИД России заявил о намерении развивать с Афганистаном «взаимовыгодные отношения» в различных сферах, включая борьбу с наркотрафиком и терроризмом.
В то же время российская сторона, как и большинство мировых государств, до сих пор официально не признает правительство талибов легитимным — в том числе из-за систематического нарушения прав человека и исключения из власти представителей этнических меньшинств. Тем не менее, в конце апреля Москва объявила о повышении уровня дипломатического представительства Афганистана до уровня посла.