Для затыкания бюджетной дыры Минфин надеется продать акции госкомпаний на 1 трлн руб. за пять лет. Собрать такую сумму он рассчитывает, в том числе с населения и иностранных инвесторов. Вложения инвесторов из «недружественных» стран в российские акции и облигации по указу Владимира Путина заблокированы на счетах типа «С», но Минфин это не смущает: он подготовил проект нового указа Путина, который гарантирует новым инвесторам возможность вывода новых денег.
«Документ готов. Мы надеемся, что он в скором времени выйдет… Я думаю, что в ближайшие пару месяцев», — заявил замминистра финансов Иван Чебесков. «Там речь идет о том, что те инвесторы, в первую очередь — портфельные инвесторы, которые инвестируют в российский рынок ценных бумаг, у них будет гарантирована возможность вывода этих средств, без всяких счетов „С“, без ограничений. Вне зависимости от страны происхождения инвестора», — уточнил он.
В феврале–марте на российский рынок впервые после начала войны потекли ручейки иностранных денег. Центробанк отмечал рекордные с 2019 г. покупки ОФЗ на аукционах Минфина (43 млрд руб. в феврале) и заметные покупки гособлигаций на вторичном рынке в марте (25 млрд). Участники рынка оценивали пришедшие из-за границы деньги в $200 млн. Цены российских активов росли в надежде на прекращение войны, и самые рискованные игроки пытались на этом заработать. Чебесков называл эти деньги «ковбойскими».
Эти суммы не сравнимы с теми, что вкладывались в российский фондовый рынок до войны. Эксперты Института Гайдара оценивали общие вложения нерезидентов в российские акции и облигации в $192 млрд. Сколько из них заморожено на счетах типа «С», неизвестно.
Российские власти позиционируют блокировку активов «недружественных» инвесторов как ответ на замораживание российских резервов на $300 млрд. Средства на счетах типа «С» могут стать компенсацией в случай изъятия резервов: первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин называл их обменным фондом.
Тем не менее, «интерес среди иностранцев к [российскому] рынку есть», считает Чебесков. Он связывает этот интерес в том числе с предстоящими IPO: «Если будет возможность заработать на нашем рынке, инвесторы этим воспользуются».
В этом уверен и другой замминистра финансов Алексей Моисеев: «У менеджеров инвестиционных фондов, управляющих компаний очень короткая память. И то, что они списали в ноль деньги на замороженных счетах, совершенно не значит, что они не придут покупать какие-то новые ценные бумаги, если увидят в них инвестиционную привлекательность». Надо только расчистить им путь, считает Моисеев, ранее работавший в «Ренессанс капитале» и ВТБ: «Наша позиция, и насколько мне известно, у Банка России такая же позиция — надо фондовый рынок открывать максимально. Кто хочет приходить, пускай приходит без разграничения на дружественных и недружественных».
Моисеев не назвал госкомпании, которые будут размещать акции, сказав, что всего их семь. Спрос на приватизируемые активы будет, достаточно обеспечить качественное предложение, рассчитывает замминистра: «С точки зрения спроса, вопрос всегда курицы и яйца — для того, чтобы был хороший спрос, нужно, чтобы было хорошее предложение. Если вам нечего купить, то у вас и спроса нет на то, что продается в магазине. Поэтому мы, конечно, очень надеемся, что будет спрос… на наши крупнейшие компании».