Падение импорта автомобилей обернется потерями не только для производителей и продавцов машин, но и для бюджета. Минпромторг из-за этого ждет снижения дохода от утилизационного сбора в этом году на 200 млрд руб., заявил в Госдуме министр Антон Алиханов. Поправки в бюджет предусматривают еще большее сокращения поступлений от утильсбора: доходы от утильсбора теперь предполагаются 1,6 трлн руб. вместо ранее запланированных 2 трлн руб. (но не уточняется, на какие виды техники).
Продажи и поставки автомобилей в России рухнули как раз из-за резкого повышения утилизационного сбора с октября 2024 г. (размер зависел от типа автомобиля), а затем его индексации с января. Перед этим импорт подскочил (экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в 2024 г. вырос на 30,5%, до рекордных $15,2 млрд), продавцы по максимуму заполнили склады, а затем обвалился. Вместе с ним рухнули и поступления от утильсбора.
По данным «Автостата», в январе-апреле продажи легковых автомобилей в России сократились на 25,4% к аналогичному периоду 2024 г., легких коммерческих автомобилей – на 16%, а тяжелых грузовиков – на 51%. Участники рынка надеются на частичное «выравнивание ситуации и корректировку рынка» во втором полугодии за счет господдержки, говорил глава комитета производителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Алексей Калицев.
Но государству сейчас не до поддержки авторынка. Падение цен на нефть и укрепление рубля заставили правительство пересмотреть параметры бюджета: в новой версии нефтегазовые доходы сократились на 2,6 трлн руб. Но из-за войны денег нужно все больше, и расходы увеличены на 826 млрд руб. В результате «дыра» в бюджете выросла более, чем втрое: дефицит повышен с 1,2 до 3,8 трлн руб. Минфин требует от Минпромторга «оптимизировать» расходы на размер «недостачи» от утильсбора – порядка 200 млрд руб., посетовал Алиханов.
К началу года на складах скопились сотни тысяч легковых и десятки тысяч грузовых автомобилей. Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов в феврале оценивал запасы легковых автомобилей более, чем в 500 тыс., из них 100 тыс. Lada. А гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин в конце марта говорил о 40 тысячах непроданных китайских грузовиков и о «еще 20 тыс. машин, тоже в основном китайских, клиенты вернули лизинговым компаниям». Вместе это сопоставимо с годовыми продажами, отмечал он: «Можно вообще ничего не производить, все эти машины уже есть. Впервые дилеры продают со своих складов больше техники, чем покупают у нас».
Запасы понемногу распродаются, но остаются вдвое больше того, что нужно дилерам для нормальной работы, отмечал гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. В начале апреля он оценивал «сток прошлогодних легковых автомобилей минимум в 350 тысяч штук».
Распродать их мешают в том числе высокие процентные ставки. Алиханов считает это главное причиной падения рынка и «значительно сокращения» поступлений в бюджет от утильсбора. Выдачи автокредитов населению, подскочившие перед повышением сбора, снова сократились, для бизнеса лизинговые платежи тоже стали непосильными.