Индийская Reliance Industries, для которой Россия стала крупнейшим поставщиком сырой нефти, намерена диверсифицировать свои закупки. Смена стратегии происходит в ситуации, когда США грозят главным покупателям российской нефти 100%-ными пошлинами, а Евросоюз пытается остановить приток получаемых из нее нефтепродуктов. Новые меры западных стран заставляют покупателей отказываться от сотрудничества и с нефтеперерабатывающей компанией Nayara Energy, в которой почти половиной акций владеет «Роснефть».
Люди, знакомые с планами Reliance по импорту, рассказали Bloomberg, что она ищет возможности диверсифицировать свои закупки. В этом году Reliance приобретает в среднем 603 000 баррелей российской нефти в сутки, по данным Kpler, тогда как в 2021 году, до начала войны в Украине, этот показатель составлял всего 40 000 баррелей. На Россию приходится почти половина импортируемой Reliance сырой нефти, а около 20% нефтепродуктов, которые компания экспортирует, в этом году было отправлено в Европу.
В конце прошлой недели Reliance произвела редкую покупку, приобретя в Абу-Даби партию нефти сорта Murban, рассказали Bloomberg трейдеры. Ее танкер забрал груз вскоре после того, как в пятницу Евросоюз обнародовал 18-й пакет санкций против России, в котором содержится запрет на поставки в ЕС нефтепродуктов, полученных из российской нефти. В понедельник, правда, ЕС пояснил, что это эмбарго вступит в силу через полгода, 21 января.
Среди других основных продавцов сырья – Ирак, Саудовская Аравия, США (195, 168 и 79 тысяч баррелей в сутки соответственно в этом году).
Reliance, основным акционером которой является миллиардер Мукеш Амбани, – крупнейший конгломерат Индии с рыночной капитализацией более $220 млрд. Некоторое время назад Reliance вела переговоры о выкупе доли «Роснефти» (49,13%) в другой индийской компании, Nayara Energy. Но НПЗ Nayara попал под последние европейские санкции, и трейдеры начали отказываться работать с ним.
Уже два танкера, планировавших забрать партию топлива с этого НПЗ в порту Вадинар, который также принадлежит Nayara, развернулись и ушли без груза. В воскресенье зафрахтованный BP танкер Talara отменил заказ, почти подойдя к порту.
Затем аналогичным образом поступил танкер Chang Hang Xing Yun, зафрахтованный PetroChina, сообщил в среду Reuters со ссылкой на три источника в отрасли и данные LSEG по отслеживанию судов. Первоначально он должен был загрузить в Вадинаре около 35 000 тонн дизельного топлива и доставить его в Юго-Восточную Азию. Теперь танкер, направляющийся пустым из Вадинара, указывает на намерение забрать аналогичный груз в Кувейте и направиться в Восточную Африку.
Государственные НПЗ, доминирующие на розничном рынке топлива Индии, теперь будут запрашивать разрешение правительства перед заключением новых сделок с Nayara, рассказал Reuters представитель одной из таких компаний.
Помимо санкций ЕС Индия, ставшая вторым покупателем российской нефти после Китая, может попасть под огонь США. Президент Дональд Трамп, а вслед за ним представители администрации и Конгресса стали грозить покупателям российской нефти введением 100%-ных пошлин.