Европейские санкции против индийской нефтеперерабатывающей компании, в которой «Роснефть» владеет почти половиной акций, уже начали сказываться на сотрудничестве с ней контрагентов. Это может привести к замедлению поставок ей российского сырья (по крайней мере, танкерами, не входящими в российский теневой флот) и вывоза ее нефтепродуктов.
Судовладельцы стали с опаской относиться к проведению сделок с Nayara Energy, будь то экспорт произведенного ею топлива или поставки для нее сырой нефти, сообщил Bloomberg со ссылкой на судовых брокеров. По их словам, по крайней мере в одном случае эти опасения привели к конкретным действиям: зафрахтованный BP танкер Talara, собиравшийся принять на борт партию топлива (скорее всего, дизеля), отменил заказ после того, как в пятницу ЕС ввела санкции против «крупнейшего НПЗ "Роснефти" в Индии».
Nayara Energy, в которой «Роснефти» принадлежит 49,13% акций, владеет НПЗ и терминалом в порту Вадинар. Talara, подошедший к порту, в воскресенье развернулся и, отойдя от берега, встал на рейде, свидетельствуют данные Bloomberg об отслеживании судов.
Европейские компании – греческие, норвежские, мальтийские, кипрские – контролируют значительную часть мирового торгового флота, и, скорее всего, в той или иной степени будут придерживаться введенных ЕС ограничений, которые запретили импорт нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Индия стала одним из главных бенефициаров европейского эмбарго на нефть и нефтепродукты из России, введенного в конце 2022 – начале 2023 годов: закупая с дисконтом российскую нефть, она продавала топливо в Европу по рыночным ценам.
Участники мирового нефтяного рынка теперь ждут, не распространятся ли опасения в отношении Nayara с перевозчиков нефти на торговых контрагентов и банки, отмечает Bloomberg. По данным агентства, индийские нефтепереработчики запросили пояснения у ЕС по его санкционным мерам, включая попадание Nayara в черный список и общий запрет на поставки в ЕС дизеля и других видов топлива, произведенных из российской нефти.
В понедельник ЕС дал общие разъяснения, сообщив, что запрет вступит в силу через полгода, с 21 января 2026 года.
Опасаясь, что европейские санкции подорвут бизнес с покупателями ее продукции, Nayara стала требовать предоплату или товарный аккредитив, оплачиваемый по предъявлении отгрузочных документов, перед погрузкой партии нафты в августе. Между тем, нормой в отрасли считается проведение оплаты через 15-30 дней после погрузки товара на борт, поэтому участники рынка стали сомневаться, смогут ли они участвовать в будущих тендерах на покупку продукции Nayara.