Крупнейшая российская судоходная компания «Совкомфлот» объявила о полном исчезновении доходов некогда прибыльного бизнеса: в первом квартале компания показала убыток — $393 млн против прибыли $216 млн годом ранее. В результате потери даже превысили выручку — $278,5 млн (падение на 48%).
«Беспрецедентные по масштабу санкции» привели к снижению уровня доходов и простою части санкционных судов, сообщает перевозчик: «Руководство компании принимает меры по минимизации производственных и экономических потерь». На фоне удручающих показателей компания сообщила о наличии запаса денежной ликвидности и стабильном финансовом положении.
«Совкомфлот» до войны владел самым крупным в мире флотом танкеров класса Aframax, а также 10 ледоколами, но столкнулся с резким ухудшением финансового положения после ужесточения американских санкций в начале 2025 года. «Прощальные» меры администрации бывшего президента США Джо Байдена затронули 69 судов «Совкомфлота», в том числе 54 танкера и четыре газовоза. В феврале под европейские санкции попали «дочка» «Совкомфлота» ООО «СКФ Арктика» и еще 74 танкера, связанные с Россией.
Из-за санкций у перевозчика неразбериха с платежами и клиентами. Перевозчик сообщает, что ограничения создали «дополнительные коммерческие и операционные сложности». «В результате санкционных ограничений компания допускает сокращение платежей к получению по некоторым договорам», — отмечала судоходная компания. «Компании предстоит сложный период адаптации к новым санкциям, введенным в январе. Часть контрагентов снизили поставки через „Совкомфлот“ еще в конце прошлого года», — сообщил аналитик БКС Дмитрий Булгаков.
«Совкомфлот» столкивается не только с финансовыми проблемами, но и юридическими. Ему каждые полгода приходится менять порт приписки. Больше двух десятков лет «Совкомфлот» плавал под флагом Либерии, но с введением санкций США перевозчик перевел их под флаги Габона, а затем Барбадоса и Омана.
В настоящий момент, по оценкам экспертов Института Брукингса, теневой флот России насчитывает 343 судов, которые используются дле перевозок нефти в обход санкций. В начале недели Евросоюз и Великобритания ввели очередной пакет санкций против сотен перевозящих российские товары кораблей.