Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Малый и средний бизнес зафиксировал максимальное с 2022 года падение продаж

Среди малого и среднего бизнеса меньше всего оптимизма в торговле
Среди малого и среднего бизнеса меньше всего оптимизма в торговле Софья Сандурская/ТАСС

Малый и средний бизнес (МСБ) все острее чувствует охлаждение экономики. Индекс его деловой активности RSBI, который рассчитывают Промсвязьбанк, ассоциация МСБ «Опора России» и аналитический центр НАФИ, в апреле опустился до 52,4 пункта (больше 50 – рост, меньше – спад). Последний раз меньше (51,7) было в феврале, а до этого в январе 2023 г., когда власти только начинали заливать экономику деньгами для исполнения военных заказов.

Главное, то тянет индекс вниз, – продажи. Эта компонента находится в зоне спада с июля, когда Центробанк возобновил повышение ключевой ставки, в апреле она снизилась до 43,7. Компонента «продажи» на минимуме с начала 2024 г., высокая ключевая ставка все сильнее ограничивает потребление, констатирует Промсвязьбанк. Особенно плохо обстоят дела с текущими продажами. Почти половина опрошенных, 48% заявили о сокращении выручки – худший результат с мая 2022 г.

Компонента «продажи» резко снизилась, показывая обострение проблем со сбытом у предпринимателей, еще сильнее ухудшилась фактическая ситуация со сбытом, комментируют аналитики Промсвязьбанка. В январе о сокращении выручки говорили 38% малых и средних предприятий (МСП).

Больше других страдают средний бизнес, в котором фактическая выручка упала более, чем у половины компаний (54%), а также производственный сектор — 49%. В торговле и сфере услуг падение доходов отметили 47% компаний.

Надежды на лучшее пока сохраняются, но быстро тают. Роста выручки ждут 33% опрошенных, а снижения 22%, месяц назад соотношение оптимистов и пессимистов было 40% на 16%.  Сильнее других оптимизм растеряли предприниматели микросегмента — среди них только 19% ждут увеличения продаж (-15 процентных пунктов за месяц), отмечают аналитики банка. 

Наиболее уверены в завтрашнем дне производственные предприятия за счет роста кредитной активности, но отрасль все еще сталкивается с проблемами в части продаж. Наиболее уязвима торговля из-за ухудшения доступности кредитования и снижения выручки.

Похожая ситуация в бизнесе в целом, не только в малом и среднем, следует из опроса более 12 тыс. предприятий, который регулярно проводит Центробанк. Текущие оценки предприятиями производства и спроса на продукцию (услуги) с конца прошлого года остаются в зоне спада, но позитивные ожидания вытягивают рассчитываемый по итогам опросов индикатор бизнес-климата в плюс (больше ноля – рост деловой активности, меньше – спад).

Малому и среднему бизнесу сложнее справляться с «управляемым охлаждением» экономики, как называют чиновники повышение ставок и ужесточение условий кредитования, в том числе льготного. Запас прочности у МСП меньше, чем у крупного бизнеса.

Однако на фоне сокращения выручки бизнес, ранее не имевший потребности в финансировании, стал больше присматриваться к кредитам: спрос на них вырос с 26% в марте до 32% в апреле. Получить кредит смогли немногим более половины претендентов: доля одобрений составила 55%. Отложенный спрос МСП на кредиты бьет рекорд, отмечает Промсвязьбанк: «Уже 35% компаний признались, что не готовы обращаться за финансированием под высокий процент, это максимальный показатель за всю историю наблюдений».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку