4 июн (Рейтер) - Мировые автопроизводители предупреждают о надвигающемся дефиците редкоземельных магнитов из-за введенных Пекином ограничений на экспорт материалов, критически важных для автомобильной отрасли, обороны и сектора экологически чистой энергетики грозят задержками в производстве по всему миру.
Немецкие производители автомобилей утверждают, что экспортные ограничения КНР угрожают вызвать прекращение производства и потрясения в национальных экономиках. На прошлой неделе аналогичная жалоба прозвучала из Индии. Американские, японские и южнокорейские автопроизводители 9 мая сообщили президенту США Дональду Трампу о возможном закрытии автозаводов.
Редкоземельные элементы пополнили список товаров с экспортным контролем, в который уже вошли более десятка минералов и связанных с ними материалов. В каждом случае экспортеры вынуждены запрашивать у китайских властей разрешение на продажу этих товаров за границу. Отдельными постановлениями Пекин запретил экспорт галлия, германия и сурьмы в США.
Ниже представлен перечень всех экспортных ограничений Пекина на минералы, введенных с 2023 года:
РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Китай внес в апреле в список подпадающих под экспортный контроль товаров некоторые редкоземельные магниты и семь редкоземельных элементов: самарий, гадолиний, тербий, диспрозий, лютеций, скандий и иттрий, - а также связанные с ними товары.
Хотя это объявление совпало по времени с более широкими ответными мерами, направленными против пошлин Вашингтона, экспортный контроль распространяется на весь мир, и в пресс-релизе Пекина не упомянуты Соединенные Штаты.
Китай производит примерно 90% мировых редкоземельных элементов - группу из 17 элементов, используемых в оборонном, электромобильном, энергетическом секторах и в отрасли электроники. В США есть только один рудник редкоземельных элементов, и большая часть сырья оттуда отправляется в Китай для переработки.
В декабре 2023 года Пекин запретил экспорт технологии изготовления редкоземельных магнитов, что добавилось к уже существовавшему запрету, касающемуся технологий переработки.
ВОЛЬФРАМ, ИНДИЙ, ВИСМУТ, ТЕЛЛУР И МОЛИБДЕН
В начале февраля власти КНР ввели экспортный контроль за пятью металлами, используемыми в оборонном секторе, в экологически чистой энергетике и других отраслях, вскоре после вступления в силу первых 10-процентных пошлин Трампа на китайские товары.
Теперь необходимо получать лицензии на экспорт 20 продуктов, связанных с вольфрамом, теллуром, висмутом, идием и молибденом. Тем не менее, ограничения не приняли характер прямых запретов и были узконаправленными в отношении некоторых металлов, таких как молибден.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ АККУМУЛЯТОРОВ, ЛИТИЯ И ГАЛЛИЯ
КНР предложила в январе ограничить экспорт некоторых технологий, используемых для изготовления передовых элементов аккумуляторов и переработки крайне важных минералов лития и галлия.
В сообщении не говорилось о том, когда предложенные изменения могут вступить в силу.
По меньшей мере одна компания прекратила экспорт внесенной в список продукции с момента появления предложения.
СУРЬМА, ГАЛЛИЙ, ГЕРМАНИЙ
В декабре 2024 года Пекин запретил экспорт трех важнейших минералов в США в ответ на новые меры Вашингтона против китайского сектора микрочипов.
Прямой запрет распространяется только на США, однако в течение 18 месяцев перед введением этого запрета Китай постепенно ввел режим лицензирования в отношении этих трех металлов.
В случае сурьмы - стратегически важного металла, используемого в огнезащитных составах, оборудовании для солнечной энергетики и боеприпасах - экспорт для крупных покупателей, таких как Индия, Южная Корея и Япония едва возобновился спустя три месяца после ввода экспортных лицензий.
Китай доминирует в цепочке поставок этих трех металлов, а также добывает или перерабатывает от половины до 90% мирового предложения этих минералов.
ГРАФИТ
В октябре 2023 года Китай сообщил, что в интересах национальной безопасности потребуются разрешения на экспорт некоторых графитовых изделий.
Китай является ведущим производителем и экспортером графита в мире, а также перерабатывает более 90% мирового графита в материал, используемый практически во всех аккумуляторах электромобилей.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Тони Манро и Льюис Джексон)