«Кубышка» властей, Фонд национального благосостояния (ФНБ), продолжает быстро таять. По итогам мая его размер уменьшился с 11,8 до 11,7 трлн руб., но реально доступные средства сократились гораздо больше, следует из данных Минфина.
Основная часть средств фонда уже потрачена: она вложена в акции Сбербанка и «Аэрофлота», облигации компаний и депозиты ВЭБа для финансирования инфраструктурных проектов или поддержки разных компаний и отраслей. Они приносят ФНБ небольшой доход – 485 млрд руб. в прошлом году, сообщил Минфин, но не могут быть направлены на новые проектов или затыкания дыры в бюджете. Для этого доступна только ликвидная часть фонда – золото, юани и рубли на счетах в ЦБ. Их сумма за май сократилась на 454 млрд руб. до 2,84 трлн руб., или $36 млрд на 1 июня. И в рублях, и в долларах это минимум с июня 2019 г., когда в доступной части «кубышки» было 2,14 трлн руб., или $34 млрд.
Главная причина майского сокращения ликвидной части ФНБ – инвестиции в скоростную железную дорогу Москва-Санкт-Петербург. Фонд разместил 300 млрд руб. на субординированных депозитах в Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке и Совкомбанке для финансирования стройки и закупки поездов. Деньги выданы под 1% годовых, причем первые 10 лет проценты не выплачиваются, а капитализируются. Но до тех пор, пока средства не будут направлены на финансирование проекта, условия рыночные: ставка такая же, как по депозитам ЦБ.
Как обычно, были и другие инвестиции, крупнейшая из которых – 47,5 млрд руб. на финансирование некого инфраструктурного проекта через депозит в ВЭБе под 6%. Еще 6,6 млрд руб. вложены в облигации лизинговой госкомпании ГТЛК для покупки самолетов, а 8,7 млрд руб. – в «ценные бумаги иного российского эмитента».
Подобные инвестиции вкупе с финансированием бюджетного дефицита быстро опустошают «кубышку». С начала войны она сократилась примерно втрое как в рублях, так и в долларах. Согласно бюджетному правилу, по итогам прошлого года Минфин должен пополнить ФНБ на 1,8 трлн руб., но по состоянию на конец апреля (последние данные) эти деньги не были перечислены. В текущих условиях от этого могут отказаться, полагают аналитики Газпромбанка.
В этом году Минфин намерен вернуться к нулевому структурному дефициту бюджета: не финансировать растущие расходы за счет средств ФНБ (расходы ограничены ненефтегазовыми доходами, базовыми нефтегазовыми, рассчитанными исходя из стоимости экспортной нефти Urals $60 за баррель, а также обслуживанием госдолга). В прошлом году для этого из «кубышки» взяли 1,3 трлн руб. Но обвал цен на нефть и укрепление рубля сломало все планы – Минфин даже при нулевом структурном дефиците, скорее всего, будет тратить ФНБ вместо того, чтобы пополнять его. Параметры бюджета пришлось изменить: нефтегазовые доходы сокращены на 2,6 трлн руб., и теперь они меньше базовых на 447 млрд руб., которые предполагается изъять из ФНБ.
Минфин пытается спасти остатки фонда. Министр Антон Силуанов предлагал понизить цену отсечения, определяющую базовые нефтегазовые доходы, и «настроить бюджетное правило для минимизации внешних рисков» и довести ликвидные активы ФНБ до уровня трехлетнего бесперебойного финансирования расходов при «стрессовом развитии ситуации на нефтяном рынке». Впоследствии он заявил, что это не коснется бюджета-2026, но затем заявил, что пересмотр может произойти уже со следующего года, чтобы «обеспечить не только сохранение, но и пополнение» ФНБ.