Рост доходов населения привел к тому, что люди стали питаться больше и качественнее – к такому выводу пришли аналитики Центробанка (это не официальная позиция регулятора). По данным Росстата, за 2023-2024 гг. реальные располагаемые денежные доходы россиян (после обязательных платежей и с поправкой на инфляцию) выросли почти на 14%.
Розничные продажи продовольствия в последние годы росли быстрее непродовольственных товаров, а иногда и услуг, отмечают аналитики ЦБ. По их мнению, бурный рост продаж показывает не только наращивание физических объемов потребления продуктов питания на душу населения: «В статистике проявляется и структурный сдвиг в пользу потребления продукции с более высокими качественными характеристиками». Данные выборочного обследования домашних хозяйств указывают на скорее на это, чем на высокий рост подушевого потребления, считают аналитики ЦБ.
Потребление хлеба, молока и яиц с 2022 г. снизилось в среднем на человека в год, а овощей и фруктов и особенно мяса выросло, приводят они данные Росстата. При этом продажи молочной продукции в последние два года растут опережающими темпами. Похожая ситуация с кондитерскими изделиями: их продажи бурно растут – при том, что подушевое потребление сахара снижается. Для этих категорий был характерен сдвиг в пользу более высокомаржинальных товаров (йогуртов, сыров, шоколадной продукции), отмечают аналитики ЦБ. Другое дело – яйца: возможностей для качественного сдвига мало, и их продажи росли медленнее, чем общее потребление продовольственных товаров.
«Поймать» это в цифрах сложно из-за разных способов учета производства и продаж. При оценке динамики индекса промышленного производства пищевых продуктов отчетность предприятий предоставляется преимущественно в физическом выражении (в тоннах, декалитрах, банках), а для сопоставления все переводится в цены производителей базового года, пишут аналитики ЦБ. Статистика розничных продаж товаров сильно отличается от производственной. Оборот розничных продаж продовольствия организации предоставляют в денежном выражении: в агрегированном виде для продовольственной категории и в разбивке по товарной номенклатуре (например, отдельно по мясопродуктам, маслам, крупам и т д). При этом динамика физических объемов продаж (в штуках, килограммах, литрах) рассчитывается путем корректировки оборота на индекс потребительских цен соответствующей группы.
В такой ситуации рост оборотов из-за переключения потребителей на более дорогие позиции, а не наращивания физических объемов продаж, может не полностью «вычищаться» за счет дефлятора, полагают аналитики ЦБ. Примером могут служить мясные продукты, скажем, переход от курятины к индейке или от свинины к говядине. Росстат регулярно (минимум раз в год) пересматривает состав потребительской корзины, обновляя методологию и стремясь своевременно учитывать структурные изменения в потреблении, однако такие индексы по своему построению носят запаздывающий характер, подчеркивают аналитики ЦБ, заключая: «В результате оборот розничных продаж (в реальном выражении) учитывает в том числе и сдвиги в предпочтениях потребителей в пользу товаров с более высокой добавленной стоимостью».
Чиновники порой объясняют подорожание продуктов, например, сливочного масла возросшими доходами людей, в частности участников войны. Примерно каждый девятый россиянин (11% населения) за два года утроил доходы, оценивал руководитель Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников. Обследование Центробанка показало, что у примерно 20% домохозяйств реальные доходы увеличились за два года более чем в 1,5 раза в расчете на человека. «Те, кто раньше жил совсем скромно, получив дополнительные деньги, стали лучше и больше питаться», — говорила профессор МГУ Наталья Зубаревич.
Она описывала типичное поведение россиян, у которых ощутимо выросли доходы: сначала закрываются кредиты, которых может быть несколько, улучшается текущее потребление, потом, возможно, в кредит покупается автомобиль или жилье.
Доходы населения растут очень неравномерно. Например, пенсии индексируются по официальной инфляции, а опросы фонда «Общественное мнение», на которые ориентируется ЦБ при оценке восприятия россиянами инфляции и их потребительских настроений, стабильно показывают, что 6–9% россиян не хватает денег на еду, а еще примерно 20% хватает на еду, но не на покупку одежды и обуви. Обследование домохозяйств показало, что у четверти из них среднедушевые доходы за два года снизились, в том числе примерно у каждого пятого – на 10% и более.