4 июн (Рейтер) - Тревоги по поводу доминирования Китая в сфере стратегических минералов усилились во вторник - мировые автопроизводители присоединились к своим американским коллегам, предупреждая, что ограничения Пекина на экспорт редкоземельных сплавов, смесей и магнитов могут привести к задержкам и перебоям в производстве, если решение не будет найдено быстро.
Немецкие автопроизводители также высказали опасения, что китайские ограничения на экспорт могут привести к остановке производства и ударить по местным экономикам. На прошлой неделе аналогичную жалобу озвучил индийский производитель электромобилей.
Китай в апреле ввел ограничения на экспорт редкоземельных элементов, нарушив цепочки поставок, являющиеся ключевыми для автомобильной, аэрокосмической и полупроводниковой отраслей, а также ВПК.
Этот шаг подчеркивает доминирование Китая в индустрии критически важных минералов и рассматривается как рычаг давления в продолжающейся торговой войне с президентом США Дональдом Трампом.
Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт сказала во вторник журналистам, что Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин проведут переговоры на этой неделе. Как ожидается, важное место в повестке дня будет занимать именно запрет на экспорт стратегических минералов.
«Я могу заверить вас, что Белый дом активно следит за соблюдением Китаем Женевского торгового соглашения, - сказала Ливитт. - Представители нашей администрации находятся в непрерывном контакте с китайскими партнерами».
Отгрузки магнитов - важнейших компонентов для производства автомобилей, дронов, роботов и ракет - были приостановлены во многих китайских портах на время обработки заявок на экспортные лицензии.
Прекращение поставок вызвало тревогу в руководстве компаний и правительствах: чиновники спешно пытаются найти альтернативные варианты на фоне страхов о возможной остановке производства новых автомобилей и других товаров к концу лета.
«Если ситуация скоро не изменится, задержки и даже остановки производства уже нельзя будет исключать», - сказала во вторник в интервью Рейтер Хильдегард Мюллер, глава немецкой автомобильной ассоциации.
По словам Фрэнка Фэннона, консультанта по горнодобывающей промышленности и бывшего помощника госсекретаря США по энергетическим ресурсам во время первого срока Трампа, перебои не будут шоком для тех, кто внимательно следил за ситуацией.
«Я не думаю, что кого-то должно удивлять такое развитие событий. У нас есть проблемы с производством (в США), и нам необходимо задействовать комплексный правительственный подход для обеспечения ресурсами и скорейшего наращивания внутренних мощностей. Время для этого истекло вчера», - сказал Фэннон.
Дипломаты, а также главы автоконцернов и других компаний из Индии, Японии и Европы срочно пытаются организовать встречи с пекинскими чиновниками, чтобы постараться ускорить согласование экспорта редкоземельных магнитов, сказали источники Рейтер.
Делегация из Японии, как сообщил ранее Рейтер, прилетит в Пекин уже в начале июня, чтобы встретиться с представителями министерства торговли КНР. Европейские дипломаты также пытаются организовать скорое проведение экстренных переговоров с китайскими чиновниками.
Поездку для представителей своих автопроизводителей в ближайшие две-три недели намерена организовать и Индия.
В мае глава отраслевой ассоциации, представляющей в частности General Motors, Toyota, Volkswagen , Hyundai и другие крупные компании направил письмо администрации Трампа, в котором выразил схожие опасения.
«Без надежного доступа к этим элементам и магнитам, производители автокомплектующих не смогут выпускать важнейшие компоненты, такие как автоматические коробки передач, корпуса дроссельных заслонок, генераторы, различные двигатели, датчики, ремни безопасности, динамики, фары, усилители руля и камеры», - говорится в письме Альянса автомобильных инноваций.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Джарретт Реншоу при участии Эрнеста Шейдера, перевел Томаш Каник)