Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

С чего начинается Родина, или Одна строчка в карточке госзакупок

В официальной карточке новых госзакупок мавзолей на Красной площади Москвы называется «объектом культурного наследия федерального значения „Мавзолей Ленина Владимира Ильича и Сталина Иосифа Виссарионовича“». В многовековых традициях российской бюрократии не только каждое слово, но каждая буква играет судьбоносную, юридическую и практическую роль.
В мавзолее тихой сапой прописаны по-прежнему эти двое
В мавзолее тихой сапой прописаны по-прежнему эти двое Manfred & Barbara Aulbach. Собственная работа CC BY-SA 3.0

Последняя четверть века российской истории была определена одним-единственным наречием «подряд», в свое время вписанным в конституционное положение о ротации президентской власти, благодаря чему Путин вернулся на место через рокировку с Медведевым. Моя жена при оформлении любых документов настойчиво требует, чтобы её отчество писали как «Геннадиевна», а не «Геннадьевна», потому что через «и» написано в паспорте, и если в каком-то свидетельстве или договоре будет мягкий знак, то любой чиновник имеет право заявить, что речь в этой бумаге идет о другом человеке: бумага недействительна.

Благодаря госзакупкам мы вновь убедились, что о мавзолее большевистского фараона не только тщательно заботятся при любом государственном строе (за счет налогоплательщиков, независимо от их отношения к коммунистической диктатуре), но и прописку там тихой сапой имеют не один, а два кровавых диктатора, просто один живет по месту прописки, а другой переехал по соседству.

Снимок экрана: госзакупка для Ленина и Сталина
Снимок экрана: госзакупка для Ленина и Сталина

Этот второй диктатор, как призрак коммунизма, регулярно возникает на горизонте российской действительности, а первый почему-то тщательно защищен, хотя дискуссии о его выносе на самом высоком уровне с известной регулярностью возникают в общественном поле. (А умники всякий раз квохчут, что таким образом «наше внимание отвлекают от чего-то другого».) То есть, как торфяники на болоте, в трех российских поколениях регулярно тлеют две дискуссии — вынести ли одного? не реабилитировать ли второго?

На данном этапе Сталин снова берет реванш, после триумфального возвращения на станцию метро «Таганская». Предыдущий раз он вполз в московское метро в 2009 году, когда на «Курской»-кольцевой была восстановлена цитата «Нас вырастил Сталин на верность народу на труд и на подвиги нас вдохновил» (вас? нас? кого? — ну, не будем углубляться).

Это столичные российские новости, вызывающие резонанс.

В российской же провинции сообщения об установке памятников Усатому — рутинная реальность с периодичностью навскидку два-три памятника или бюста в год. Более изощренные московские урбанисты прикрываются «восстановлением исторического облика» гигантского памятника архитектуры – сталинского метро. Та же история с мавзолеем — еще при позднем Горбачеве (страдавшем слабостью к «ленинским нормам») его успели втиснуть в список объектов ЮНЕСКО, а при зрелом Ельцине (страдавшем другой слабостью) он стал федеральным объектом культурного и исторического наследия.

Следите за руками — хоп! «Мы» в Москве чтим не душителей свободы и авторов невиданного геноцида, а «чисто» культурно-историческую память.

В провинции более простодушный подход — благодаря Сталину была та самая великая Победа, сам культ которой уже давно принял характер религиозного, а потому не подлежит никаким дискуссиям и «дискредитациям». У манипулятора же Путина аргументация и по сей день лежит в сфере как бы «этики и морали» — старики могут обидеться, что жили «зря», а жили они «не зря», и хоть Ленин и создал мерзкую Украину, но нападки на старика Ульянова, мол, «расколют общество». (Да, концепция один народ — одна партия — один фюрер нам хорошо известна.)

Но это всё танцы вокруг призрачных критериев «культурной ценности» (а настоящие памятники архитектуры и культуры уничтожаются беспрепятственно и в промышленных масштабах, не снившихся и талибам, и не только в Украине, но и в самой России).

Не забываем о всесильной юридической бюрократии — по тихим и молчаливым российским документам Сталин из мавзолея никуда не девался!

***

Те самые умники, которые про «отвлечение внимания», конечно всегда занудствовали, «ну что вы со своим мавзолеем, со своими лениными-сталиными, это все быльем поросло, в то время как заводы стоят, ракеты летят, люди голодают, гибнут и размножаются, а вы про свои буквы». Но политики на самом высшем уровне, как мы видим, всегда чувствовали, что все не так уж и просто и не совсем уж поросло быльем, — и то в ЮНЕСКО пошлют запрос, то объявят  многомиллионный тендер на госзакупках.

Одним из первых символических актов президента Путина было подписание 25 декабря 2000 года указа о возвращении советского «михалковского» гимна в качестве гимна России. Это было еще при том Путине, который рассуждал о полной невозможности и даже вреде возвращения Крыма, о демократии, правовом государстве, а войну в Чечне, взрывы жилых домов и другие отдельные неприятности объяснял происками международного терроризма – бороться с которым обещал бок о бок с США, которым он первый из мировых лидеров выразил соболезнование и поддержку после теракта 11 сентября 2001 года. Но дело даже и не в Путине — за принятие нового гимна голосовали 379 из 446 депутатов Госдумы, тогда еще отнюдь не монолитно-карманной, у депутатов был выбор. 

Все дальнейшее развитие событий оказалось как бы навеяно самой музыкой этого гимна под молчаливое одобрение двух мертвых душ коммунального склепа по адресу «109012, Москва, Красная площадь, д. 1»

Однажды, уже после рокировки Путина, автор этих строк в самолете Москва – Екатеринбург (наверняка размышляя о слове «подряд») присмотрелся к значкам на идеально выглаженных лацканах и пилотках стюардесс «Аэрофлота». Ничего особенного — это были привычные эмблемы «Аэрофлота», но каждому советскому человеку хорошо известно, что в центре эмблемы «Аэрофлота» — серп и молот, символ большевистской власти, центральный элемент советского герба, под которым были загублены миллионы невинных жизней. И дело даже не в том, что друзья Путина — хозяева «Аэрофлота» — не просто «хранят исторические традиции» и «поддерживают корпоративную стилистику», а в том, что почти ни одному пассажиру «Аэрофлота» не приходит в голову, что что-то здесь не так.

Серпастые и молоткастые стюардессы
Серпастые и молоткастые стюардессы «Аэрофлот»

Представьте себе, что на рейсе «Люфтганзы» Франкфурт-на-Майне – Тель-Авив минералку вдруг разносят девушки с аккуратными свастиками на пилотках и лацканах пиджаков. Мне кажется, реакция пассажиров будет однозначной, и неизвестно, взлетит ли этот самолет из Франкфурта вообще. Наш же самолет мирно летел в сторону Урала, а автор этих строк почему-то именно тогда почувствовал, что ничем хорошим это всё кончится не может.

*** 

Кстати, есть такая быль, что когда создатель «Щорса» украинский советский режиссер Довженко снял «Украину в огне», и по подозрению в украинском национализме навсегда попал в опалу (спасибо, что не расстреляли), один кинематографический начальник (то ли Ермак, то ли Большаков) по-отечески советовал ему — «А ты в картине рассыпь там-сям серпочки-молоточки, тут серпочки, там молоточки, дело-то получше пойдет».

Не рассыпал, не пошло.

Так вот, дело даже не в самих символах и тех, кто на них спекулирует. Дело в реакции всех людей сверху донизу на эти символы. Первым же делом при полномасштабном вторжении в недрах путинской администрации чисто служебные знаки V и Z были превращены в символы войны, эмблемы победоносного разгрома Украины, и развешены на коммунальном транспорте, на улицах городов и поселков, даже на фасадах театров.

Целью было — заставить смириться, приучить людей, что это «нормально», «теперь так носят», хотя сам смысл этих символов кричал, что это аналог нацистской свастики или большевистских серпочков-молоточков. Так вот свастику в современной Германии отнюдь не терпят, — «нулевая толерантность», — постсоветский же народ поколениями приучен, что где-то висят какие-то символы, наплевать, что они означают, по радио звучит какой-то гимн, и даже если у тебя дед расстрелян — да наплевать… это же все просто история и культурное наследие… Ну, а вот теперь буковки «Z». (Речь не о фашистских «турбопатриотах», а об «обычных людях», многие из которых вовсе даже и не поддерживают массовые убийства да и всю войну в Украине.)

Украина ведь тоже постсоветское общество. И люди там проходили те же самые процедуры политической инициации и индоктринации, но еще более унизительные ввиду того самого «интернационализма», а на самом деле принудительной русификации и посыпания своего творчества серпочками и молоточками. Но после Майдана и победы демократических, республиканских сил, так называемый «ленинопад»  и переименование городов — первое что, началось в Украине, и что буквально взбесило путинские «элиты» в Москве.

(Попутно говоря: реакция американского общества на «зигование» Маска было вполне однозначным, и конечно, не по этой конкретной причине, но факт, что в Белом доме его больше нет.)

***

Да, всё начинается вот с тех молчаливых безобидных букв в бумажке, с того, что в течение нескольких поколений, независимо от разоблачений, переворотов, смены строя — в официальных документах строения на Красной площади значится «Мавзолей Ленина Владимира Ильича и Сталина Иосифа Виссарионовича».

Даже в дружественной Путину РПЦ иногда раздается ропот. Уже во время второго срока Путина, высказался митрополит Илларион: «Пока труп не будет вынесен с Красной площади, страна не может развиваться, пока над ней тяготеет этот грех и это проклятие».

Я далек от языческого мистицизма, и не пытаюсь путать причины и следствия, и уж сегодня никак не считаю эту проблему в числе хотя бы пятнадцати самых важных.

Но если и когда после войны и после Путина будут разоблачены и подвергнуты людскому суду не только нынешние военные преступники, но и преступники прошлого, и я однажды приду на Красную площадь, и вместо мавзолея обнаружу там пустое место – тогда мне покажется, что страна действительно поменялась.

Если и когда.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку