Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

ФБК хочет вернуть Россию к ельцинским нормам жизни

Второй Форум Юлии Навальной выпустил проект обновления России, составленный 66 экспертами. Этот образ будущего парадоксальным образом похож на ту РФ, какой она была или хотела быть при Ельцине.  
Назад, в будущее!
Назад, в будущее! Ельцин-центр

Нет признаков, что россияне жаждут сменить режим Путина. Поэтому любой новый проект, изображающий «Россию будущего», не может содержать лозунги, нацеленные на то, чтобы народ принял их к действию. Такие лозунги сейчас невозможно придумать.

Но подобный план может быть полезен по-другому.

Например, подробно описанными процедурами перехода от старого режима к новому (см. проект «100 дней после Путина» и его обсуждение). Или философией переучреждения российского государства (см разбор конституционного проекта Артемия Магуна, Григория Юдина и Евгения Рощина).

Или просто впечатляющим изображением той России, какой ей следует стать. Именно таким изображением хочет быть предварительный документ, опубликованный в мае II Форумом Юлии Навальной (ФЮH).

Ускользающая суть

Выпущенный политическими наследниками Алексея Навального, этот черновик программного проекта сообщает, наконец, о предпочтениях и целях, сформулированных ими уже без участия погибшего руководителя. Его сочинили 66 активистов и экспертов, более или менее близких к ФБК, потратив на это два или три майских дня.

То, что за этим планом не стоит долгой и кропотливой работы, видно сразу. Но это как раз достоинство. Составители не мучились с составлением документа и координацией изложенных в нем сведений. Каждый просто изложил свои давно выношенные установки. Полученный их сложением текст вводит нас в мир активистов и идеологов ФБК. А ФБК — это самая известная в России оппозиционно-эмигрантская организация.

Ее мысли важны по определению.

Разбирая в МТ военный раздел проекта ФБК-ФЮН, Борис Бондарев заметил, что центральный его тезис (про то, что в России будет отменен призыв, но военнослужащий получит статус гражданина в военной форме), внутренне противоречив и «выглядит как лозунг, суть которого, возможно, ускользает от самих авторов».

Соглашусь с этим и добавлю, что и суть многих других тезисов в шести остальных разделах документа тоже «ускользает от самих авторов». Но опять-таки считаю это плюсом.

Не задумываясь над взаимосвязью своих рекомендаций и просто нанизывая рецепты, которые привыкли считать правильными, хоть в экономике, хоть в образовании, хоть в поощрении казенными деньгами свободной прессы, сочинители плана ФБК-ФЮН открывают перед нами свою творческую лабораторию. А это помогает оценить их реальные приоритеты и умения. 

Вообразим себе середняка-активиста, прошедшего школу протестных акций в двухтысячные и десятые годы. Это храбрый, а часто и самоотверженный человек, привыкший клясть начальство, чего-то от него требовать и, в сущности, не мыслящий политически. В его понимании, одержать победу над режимом — это прогнать прежних начальников, сесть на их место и вместо плохих и неправильных приказов начать отдавать хорошие и правильные.

Хотя людьми активистского закала были далеко не все составители нынешнего проекта ФБК-ФЮН, но он пропитан именно таким духом. Это перечень слабо связанных друг с другом, но правильных (с точки зрения активистов) приказов без уточнений, исполнимы ли они, какие общественные силы станут их продвигать и почему.

Пожалуй, я даже и это назову достоинством. Всякий новый режим в России именно так себя и ведет. Берет и просто навязывает подданным то, что ему нравится. И часто с успехом.

Однако давайте вникнем, что именно хочет продиктовать россиянам Форум Юлии Навальной.

Чутье привело куда следует

И тут неподготовленного человека ждет сюрприз. Со страниц проекта ФБК-ФЮН в качестве желательного образа будущего встает не что иное, как ельцинская и раннепутинская Россия. Во многих пунктах буквально такая, какой она была, а в остальных — такая, какой старалась быть или казаться.

Да, та самая, которую запальчиво разоблачила Мария Певчих в прошлогоднем сериале «Предатели». 

Декламации документа ФБК-ФЮН даже текстуально возвращают к ельцинской конституции 1993 года и пропагандистскому ее сопровождению.

Тут и  возврат к «реальным федерализму, федеративным отношениям и местному самоуправлению». И реставрация школьного образования как «одного из ключевых институтов перехода к новой политической культуре, основанной на безоговорочном уважении к правам и достоинству человека, верховенству права и социальной справедливости».

И план либерализации экономики, являющийся краткой пародией на составлявшиеся профессорами ВШЭ и РАНХиГС в девяностые и нулевые годы длиннейшие прожекты, последним из которых была «Стратегия 2020».

И, конечно, план реформирования ФСБ в форме отделения от нее лишних звеньев и переименования в Федеральную службу контрразведки. Именно так временно урезанная госбезопасность именовалась в 1993-95 годах. Похвалим составителей за чутье. Со времен Хрущева все реформы главной российской институции именно так и делаются: от тайной полиции что-нибудь на пару лет отсекают, вычищают оттуда самые опороченные кадры  и торжественно дают ей новое название.

Так что предатели предателями, но ничего, кроме возвращения к ельцинским нормам партийной и государственной жизни, ФБК-ФЮН придумать не смог. И этот их возврат произошел инстинктивно. Он явно не плод рефлексий и сознательного выбора.

Искусство избегать вопросов

Российская державная система для них нечто само собой разумеющееся. О том, что возможна другая, они не догадываются. Соответственно, и вся их рецептура — это придание данной системе человеческого лица, которым она обзавелась или хоть пыталась обзавестись в 1990-е.

Конкурентная экономика, либеральное школьное преподавание, профессиональная армия, отмена репрессивных законов. Все это уже было или, по крайней мере, провозглашалось при Ельцине. Правда, продлилось недолго.

Менее наивные и более продвинутые проектанты могли бы поставить задачу по-другому. И хотя бы задать осмысленные вопросы. 

Если новый режим будет опираться на политическую, а не на бюрократическую поддержку, то как он самоопределится относительно прежнего режима? Объявит его преступным? Распустит его аппарат, от чекистов и судей до пропагандистов и училок? Или не объявит и не распустит? Осудит ли его идеологическое оформление, вполне цельное и тотальное? И если осудит, то чем заменит? В проекте ФБК-ФЮМ ничего последовательного на эти темы нет. Реформирование государства его авторы сводят лишь к тому, наказывать кого-то или не наказывать. И согласия в них нет даже на этот счет.

В военном разделе упоминается «международный трибунал над высшим политическим и военным руководством России, развязавшим войну», но в остальных разделах ни о каком трибунале, карающем «высшее руководство», не говорится. И про то, что привлекут к суду охотников на геев и прочих карателей, тоже ни слова. И о том, что учителям запретят «пропагандировать войну» сказано, а, скажем, об агитационной роли церковников всех конфессий не упомянуто.

Зато в разделе «Медиа» заботливо прописан  «специальный трибунал по всей системе пропаганды», который займется не только корифеями казенного ТВ, но и производителями развлекательного контента. И там же — обещание «развенчать культ личности Путина», отсылающее даже не к ельцинской, а к оттепельно-перестроечной эпохе.

Умение обойтись без ответов

Эксперты ФБК-ФЮН готовы толковать о люстрациях и преследованиях отдельных лиц, но не спрашивают себя, а совместим ли вообще новый демократический режим с карательным и гражданским аппаратом старого, и если совместим, то с какими звеньями. И на какие общественные слои смогут опереться новые власти, если порвут с традиционной управленческой машиной.

Как и давние сочинители ельцинской конституции, эксперты ФБК-ФЮН не могут внятно сказать, сохранится ли в новой России вертикаль власти, а если не сохранится, то что будет скреплять систему вместо нее; какой они видят федеральную, региональную и местную повестку; будут ли охранители разделены на федеральных и местных; какие права получат этнические автономии и дадут ли им отделиться, если они захотят.

Текст переполнен наивными и с виду путаными, но вполне традиционными для нашей державы формулировками, вроде такой: «Регионы России должны быть свободны в выборе форм правления и в выработке оптимальной организации власти. Предпочтительной является модель парламентарной республики». 

То есть, регионы свободны ввести у себя хотя бы и президентскую форму правления, но режим все равно навяжет им парламентскую, поскольку знает, что она лучше?

И занятно, что в проекте нет ни слова, какой станет пенсионная система в новой России, как в ней  изменится налогообложение, будет ли перестроено высшее образование. Хотя тот, кто хочет расположить к себе рядового человека, как раз с этого и должен был бы начать. Но экспертам ФНБ-ФЮН, видимо, не хватило обстоятельности. А может, они всерьез и не примеряют к себе роль правителей.

***

Как видим, первые два форума Юлии Навальной, прошлогодний ноябрьский и нынешний майский, не принесли убедительную идеологическую отдачу. Тот их продукт, который сейчас предъявлен, не может конкурировать с более проработанными проектами, хотя в своеобразной внутренней логике ему не откажешь. Его обсуждают только в память о прежних заслугах ФБК.

Если материал такого уровня будет предложен в третий раз, его уже не примут всерьез.

 

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку