Нет признаков, что россияне жаждут сменить режим Путина. Поэтому любой новый проект, изображающий «Россию будущего», не может содержать лозунги, нацеленные на то, чтобы народ принял их к действию. Такие лозунги сейчас невозможно придумать.
Но подобный план может быть полезен по-другому.
Например, подробно описанными процедурами перехода от старого режима к новому (см. проект «100 дней после Путина» и его обсуждение). Или философией переучреждения российского государства (см разбор конституционного проекта Артемия Магуна, Григория Юдина и Евгения Рощина).
Или просто впечатляющим изображением той России, какой ей следует стать. Именно таким изображением хочет быть предварительный документ, опубликованный в мае II Форумом Юлии Навальной (ФЮH).
Ускользающая суть
Выпущенный политическими наследниками Алексея Навального, этот черновик программного проекта сообщает, наконец, о предпочтениях и целях, сформулированных ими уже без участия погибшего руководителя. Его сочинили 66 активистов и экспертов, более или менее близких к ФБК, потратив на это два или три майских дня.
То, что за этим планом не стоит долгой и кропотливой работы, видно сразу. Но это как раз достоинство. Составители не мучились с составлением документа и координацией изложенных в нем сведений. Каждый просто изложил свои давно выношенные установки. Полученный их сложением текст вводит нас в мир активистов и идеологов ФБК. А ФБК — это самая известная в России оппозиционно-эмигрантская организация.
Ее мысли важны по определению.
Разбирая в МТ военный раздел проекта ФБК-ФЮН, Борис Бондарев заметил, что центральный его тезис (про то, что в России будет отменен призыв, но военнослужащий получит статус гражданина в военной форме), внутренне противоречив и «выглядит как лозунг, суть которого, возможно, ускользает от самих авторов».
Соглашусь с этим и добавлю, что и суть многих других тезисов в шести остальных разделах документа тоже «ускользает от самих авторов». Но опять-таки считаю это плюсом.
Не задумываясь над взаимосвязью своих рекомендаций и просто нанизывая рецепты, которые привыкли считать правильными, хоть в экономике, хоть в образовании, хоть в поощрении казенными деньгами свободной прессы, сочинители плана ФБК-ФЮН открывают перед нами свою творческую лабораторию. А это помогает оценить их реальные приоритеты и умения.
Вообразим себе середняка-активиста, прошедшего школу протестных акций в двухтысячные и десятые годы. Это храбрый, а часто и самоотверженный человек, привыкший клясть начальство, чего-то от него требовать и, в сущности, не мыслящий политически. В его понимании, одержать победу над режимом — это прогнать прежних начальников, сесть на их место и вместо плохих и неправильных приказов начать отдавать хорошие и правильные.
Хотя людьми активистского закала были далеко не все составители нынешнего проекта ФБК-ФЮН, но он пропитан именно таким духом. Это перечень слабо связанных друг с другом, но правильных (с точки зрения активистов) приказов без уточнений, исполнимы ли они, какие общественные силы станут их продвигать и почему.
Пожалуй, я даже и это назову достоинством. Всякий новый режим в России именно так себя и ведет. Берет и просто навязывает подданным то, что ему нравится. И часто с успехом.
Однако давайте вникнем, что именно хочет продиктовать россиянам Форум Юлии Навальной.
Чутье привело куда следует
И тут неподготовленного человека ждет сюрприз. Со страниц проекта ФБК-ФЮН в качестве желательного образа будущего встает не что иное, как ельцинская и раннепутинская Россия. Во многих пунктах буквально такая, какой она была, а в остальных — такая, какой старалась быть или казаться.
Да, та самая, которую запальчиво разоблачила Мария Певчих в прошлогоднем сериале «Предатели».
Декламации документа ФБК-ФЮН даже текстуально возвращают к ельцинской конституции 1993 года и пропагандистскому ее сопровождению.
Тут и возврат к «реальным федерализму, федеративным отношениям и местному самоуправлению». И реставрация школьного образования как «одного из ключевых институтов перехода к новой политической культуре, основанной на безоговорочном уважении к правам и достоинству человека, верховенству права и социальной справедливости».
И план либерализации экономики, являющийся краткой пародией на составлявшиеся профессорами ВШЭ и РАНХиГС в девяностые и нулевые годы длиннейшие прожекты, последним из которых была «Стратегия 2020».
И, конечно, план реформирования ФСБ в форме отделения от нее лишних звеньев и переименования в Федеральную службу контрразведки. Именно так временно урезанная госбезопасность именовалась в 1993-95 годах. Похвалим составителей за чутье. Со времен Хрущева все реформы главной российской институции именно так и делаются: от тайной полиции что-нибудь на пару лет отсекают, вычищают оттуда самые опороченные кадры и торжественно дают ей новое название.
Так что предатели предателями, но ничего, кроме возвращения к ельцинским нормам партийной и государственной жизни, ФБК-ФЮН придумать не смог. И этот их возврат произошел инстинктивно. Он явно не плод рефлексий и сознательного выбора.
Искусство избегать вопросов
Российская державная система для них нечто само собой разумеющееся. О том, что возможна другая, они не догадываются. Соответственно, и вся их рецептура — это придание данной системе человеческого лица, которым она обзавелась или хоть пыталась обзавестись в 1990-е.
Конкурентная экономика, либеральное школьное преподавание, профессиональная армия, отмена репрессивных законов. Все это уже было или, по крайней мере, провозглашалось при Ельцине. Правда, продлилось недолго.
Менее наивные и более продвинутые проектанты могли бы поставить задачу по-другому. И хотя бы задать осмысленные вопросы.
Если новый режим будет опираться на политическую, а не на бюрократическую поддержку, то как он самоопределится относительно прежнего режима? Объявит его преступным? Распустит его аппарат, от чекистов и судей до пропагандистов и училок? Или не объявит и не распустит? Осудит ли его идеологическое оформление, вполне цельное и тотальное? И если осудит, то чем заменит? В проекте ФБК-ФЮМ ничего последовательного на эти темы нет. Реформирование государства его авторы сводят лишь к тому, наказывать кого-то или не наказывать. И согласия в них нет даже на этот счет.
В военном разделе упоминается «международный трибунал над высшим политическим и военным руководством России, развязавшим войну», но в остальных разделах ни о каком трибунале, карающем «высшее руководство», не говорится. И про то, что привлекут к суду охотников на геев и прочих карателей, тоже ни слова. И о том, что учителям запретят «пропагандировать войну» сказано, а, скажем, об агитационной роли церковников всех конфессий не упомянуто.
Зато в разделе «Медиа» заботливо прописан «специальный трибунал по всей системе пропаганды», который займется не только корифеями казенного ТВ, но и производителями развлекательного контента. И там же — обещание «развенчать культ личности Путина», отсылающее даже не к ельцинской, а к оттепельно-перестроечной эпохе.
Умение обойтись без ответов
Эксперты ФБК-ФЮН готовы толковать о люстрациях и преследованиях отдельных лиц, но не спрашивают себя, а совместим ли вообще новый демократический режим с карательным и гражданским аппаратом старого, и если совместим, то с какими звеньями. И на какие общественные слои смогут опереться новые власти, если порвут с традиционной управленческой машиной.
Как и давние сочинители ельцинской конституции, эксперты ФБК-ФЮН не могут внятно сказать, сохранится ли в новой России вертикаль власти, а если не сохранится, то что будет скреплять систему вместо нее; какой они видят федеральную, региональную и местную повестку; будут ли охранители разделены на федеральных и местных; какие права получат этнические автономии и дадут ли им отделиться, если они захотят.
Текст переполнен наивными и с виду путаными, но вполне традиционными для нашей державы формулировками, вроде такой: «Регионы России должны быть свободны в выборе форм правления и в выработке оптимальной организации власти. Предпочтительной является модель парламентарной республики».
То есть, регионы свободны ввести у себя хотя бы и президентскую форму правления, но режим все равно навяжет им парламентскую, поскольку знает, что она лучше?
И занятно, что в проекте нет ни слова, какой станет пенсионная система в новой России, как в ней изменится налогообложение, будет ли перестроено высшее образование. Хотя тот, кто хочет расположить к себе рядового человека, как раз с этого и должен был бы начать. Но экспертам ФНБ-ФЮН, видимо, не хватило обстоятельности. А может, они всерьез и не примеряют к себе роль правителей.
***
Как видим, первые два форума Юлии Навальной, прошлогодний ноябрьский и нынешний майский, не принесли убедительную идеологическую отдачу. Тот их продукт, который сейчас предъявлен, не может конкурировать с более проработанными проектами, хотя в своеобразной внутренней логике ему не откажешь. Его обсуждают только в память о прежних заслугах ФБК.
Если материал такого уровня будет предложен в третий раз, его уже не примут всерьез.