Российские власти не могут справиться с потоком контрабанды и фальсификата, несмотря на массовое введение маркировки продукции. В 2023 году доля нелегального оборота товаров в стране составила 8,9%, подсчитали в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. До этого компания «РБК Исследование рынков» на основе данных Росстата, Федеральной таможенной службы (ФТС) и других госорганов оценивала объем нелегального оборота в России в 2023 году в 4,9 трлн руб., или 10,1% от всего розничного рынка страны. При этом отмечалось, что за четыре года рынок нелегальных товаров вырос в полтора раза — на 58%.
Среди причин такого роста эксперты РБК называли западные санкции, легализацию параллельного импорта, рост инфляции, мораторий на проверки бизнеса и развитие маркетплейсов. Согласно данным аналитиков, 40,4% оборота теневого рынка товаров приходится на розничные магазины, 37,3% — на маркетплейсы и интернет-магазины, а еще 22,3% — на рынки и ярмарки. По данным ассоциации «Антиконтрафакт», доля контрафактной продукции в парфюмерии и косметике достигает 40%, а на рынке ноутбуков и смартфонов —20–30%. Также не менее острой остается проблема контрафакта в пищевой промышленности, среди детских товаров и кормов для животных, отметил член попечительского совета «Антиконтрафакт» Артем Кирьянов.
«Значительная часть контрафактной продукции или сырья для ее производства ввозится в страну, что требует усиления контроля и, в частности, цифровых механизмов отслеживания», — подчеркнул Кирьянов. По его словам, на данный момент в России действует система маркировки для 27 отраслей, что позволило сократить долю нелегальных товаров на 20–40% в каждой из них. «Однако маркировка – это не панацея. Она не решает проблему контрабанды и фальсификата на 100%», — заключил Кирьянов.
Как ранее показало другое исследование ВШЭ, доля россиян, которые осознанно приобретают контрафактные товары, в 2023 году составила 30,7%. Для сравнения: в довоенном 2021 году таких было 22,1%. В Союзе торговых центров объяснили это уходом иностранных брендов из страны и подорожанием их продукции. «Часть покупателей, которые остались лояльны к бренду, но не могут позволить себе его возросшую стоимость при ввозе параллельным импортом, переходят на контрафактные аналоги, которые зачастую по качеству не сильно отличаются от оригинала», — отмечал вице-президент Союза Павел Люлин.