С конца 2021 г. цены на основные модели «АвтоВАЗа» увеличились в среднем на 72%, а на китайские марки, которые тогда продавались в России, в среднем примерно вдвое, подсчитал гендиректор аналитической компании «Автостат» Сергей Целиков. Это ровно вдвое больше накопленной за это время инфляции, которая составила 36%.
Сильнее всего подорожали Largus и Vesta – на 85-86%, цены на самую массовую Granta в среднем выросли на 70%. А меньше других, на 56% подорожала трехдверная «классика» – Niva Legend, которую завод выпускает уже 48 лет, перечисляет Целиков. Речь идет рекомендованных розничных ценах производителя, они не учитывают заметные скидки, которые в последнее время начал предоставлять «АвтоВАЗ» из-за обвального падения продаж.
По данным «Автостата», в мае продано 25 552 Lada – на 16% меньше, чем в апреле и на 36% меньше, чем год назад. Общие продажи новых автомобилей в мае были на 28% ниже прошлогодних, а за пять месяцев – на 26%.
«АвтоВАЗ» последний раз поднимал цены на свои модели в мае, сочетая это со скидками. 6 июня он объявил о новых скидках: от 17 до 21% на Vesta и Aura, на легкие коммерческие фургоны Largus — от 32 до 34%, а на универсалы Largus – 22-27%. Завод вынужден идти на такие меры из-за плохих продаж и забитых складов, говорили дилеры. «Vesta в этом году десять лет исполняется, покупатели с деньгами хотят что-то посовременнее», – объяснял слабые продажи один из дилеров. По словам другого, стоки понемногу распродаются, но в них остается не менее 300 тыс. машин, из них треть – продукция «АвтоВАЗа».
Похожим образом обстоят дела с новыми иномарками: китайские модели, которые продавались в России в 2021 г., с тех пор подорожали в среднем вдвое, сообщил Целиков в своем телеграм-канале, но затем удалил пост. Цены на остающиеся в продаже четыре года модели Haval, Chery, Exceed, Geely выросли на 80-110%. Еще больше, на 120%, подорожали автомобили брендов Hyundai и Kia, которые теперь собираются на бывшем заводе Hyundai под Петербургом под брендом Solaris из оставшихся с довоенных времен машинокомплектов.
В целом же средневзвешенные цены на новые автомобили (учитывая марочную и модельную структуру продаж) с 2021 г. выросли с 2 до 3,2 млн рублей, а на автомобили с пробегом – с 0,67 до 1,14 млн рублей, подсчитал «Автостат». Новый автомобиль становится менее доступным для населения, отмечал президент ассоциация «Российские автодилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. Если в 2014 г. для покупки нового автомобиля хватало 30 средних зарплат, то сейчас нужно около 40, и, по прогнозу ассоциации, к 2030 году, когда закончится утвержденная постановлением правительства индексация утильсбора на иномарки, новые автомобили будут доступны лишь 5-7% населения.
Рост цен замедлился только в этом году, отметил Целиков. Причина – общее охлаждение экономики, ужесточение условий по выдаче автокредитов и рост их ставок, затоваривание рынка. Возможно, помогут субсидии от государства: «АвтоВАЗ» ведет переговоры с Минпромторгом о субсидиях, которые будут напрямую транслироваться в скидки для покупателей.