Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Чем важен Ормузский пролив для рынков нефти?

23 июн (Рейтер) - Парламент Ирана в выходные проголосовал за то, чтобы закрыть Ормузский пролив в ответ на удары США, сообщил иранский телеканал Press TV, добавив, что для этого еще нужно решение высшего совета по национальной безопасности под руководством представителя верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи.

Тегеран прежде уже грозился закрыть пролив, соединяющий Персидский залив с Оманским заливом и далее с Аравийским морем, но никогда не выполнял эту угрозу.

Ширина пролива в самом узком месте составляет 33 километра, и через него проходит около пятой части мировых поставок нефти и газа. Согласно данным аналитической компании Vortexa, с начала 2022 года по май 2025 суточный поток составлял от 17,8 миллиона до 20,8 миллиона баррелей нефти, конденсата и топлива.

Несколько членов ОПЕК: Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ и Саудовская Аравия - экспортируют через пролив большую часть своей нефти, в основном в Азию. При этом Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия пытаются найти обходные маршруты.

В июне 2024 года Управление энергетической информации США сообщило, что трубопроводы ОАЭ и Саудовской Аравии располагают свободными мощностями в 2,6 миллиона баррелей в сутки, которые могут быть использованы для транспортировки нефти в обход Ормузского пролива.

Катар, один из крупнейших в мире экспортеров сжиженного природного газа, отправляет через пролив почти весь свой СПГ.

За обеспечение безопасности торгового судоходства в этом районе отвечает Пятый флот ВМС США, размещенный в Бахрейне.

ИСТОРИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ В 1973 году арабские производители во главе с Саудовской Аравией ввели нефтяное эмбарго против стран Запада, поддержавших Израиль в войне с Египтом.

В те времена именно западные потребители были основными покупателями ближневосточной нефти. Сегодня главным рынком сбыта для стран ОПЕК является Азия.

При этом Соединенные Штаты за последние 20 лет нарастили добычу жидких углеводородов более чем в два раза, превратившись из крупнейшего мирового импортера нефти в одного из ведущих экспортеров.

Во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов Тегеран и Багдад предпринимали обоюдные попытки сорвать морские поставки, и этот эпизод вошел в историю под названием «Танкерная война».

В июле 1988 года американский военный корабль сбил иранский пассажирский авиалайнер, в результате чего погибли 290 человек. Вашингтон утверждал, что это была трагическая ошибка, но Иран обвинил США в преднамеренном убийстве мирных людей.

В январе 2012 года Иран угрожал перекрыть Ормузский пролив в ответ на санкции, введенные Соединенными Штатами и Евросоюзом. В мае 2019 года четыре судна, в том числе два саудовских нефтяных танкера, подверглись нападению у побережья ОАЭ, неподалеку от Ормузского пролива.

Тегеран уже захватывал суда непосредственно в Ормузском проливе или поблизости: два таких случая произошли в 2023 году, еще один - в 2024. Эти действия частично являлись ответом на задержание США танкеров, имеющих отношение к Ирану.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Сара Эль-Сафти, Ахмад Гаддар и Дмитрий Жданников при участии Марвы Рашад и Юсефа Сабы, перевел Томаш Каник. Редактировала Анна Козлова)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку