Надежды производителей и торговцев автомобилями на восстановление продаж не оправдываются, и чтобы разгрузить склады, они переходят к ценовым войнам. «АвтоВАЗ» в июне предлагал скидки до 34%, но при стоимости его машин за китайцами ему не угнаться.
«В автосалонах по некоторым брендам… скидки составляют 700 и 800 тысяч рублей. Ну, извините, у нас сегодня 800 000 рублей стоит Lada Granta в базовом исполнении. Невозможно машину просто дарить», – возмущался президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов, призывая остановить эту ценовую войну.
Его заместитель Сергей Громак рассказывал, что концерн обсуждает с Минпромторгом субсидирование производителям скидок на машины: прямых субсидий, «которые будут транслироваться в скидке для покупателей». О результатах этого обсуждения не известно, но правительство не склонно разбрасываться деньгами. Минфин не поддержал предложение распространить льготную «семейную ипотеку» на семьи с деться до 14 лет, а главный лоббист строителей, вице-премьер Марат Хуснуллин назвал это «справедливым».
Все основные китайские конкуренты «АвтоВАЗа» в мае и июне предлагают скидки, причем размер некоторых значительно превосходит называнные Соколовым цифры, показало изучение предложений дилеров. Так, Omoda в первой половине июня предлагала на кроссовер C5 скидку 890 000 рублей, что позволит купить эту модель за 1,674 млн руб. У Jaecoo на кроссовер J7 скидка в 998 000 рублей, что обеспечит цену в 1,96 млн рублей, а у Chery можно купить люксовый внедорожник Tiggo 9 Ultra со скидкой в 1,3 млн рублей – за 3,46 миллиона.
Такая щедрость объясняется слабыми продажами, из-за которых на складах скопились сотни тысяч непроданных машин. Участники рынка и эксперты надеялись на оживление рынка в середине года, но этого не произошло. «Мы очень надеялись, что сначала к концу первого квартала, потом к середине года те накопленные к концу прошлого года стоки… рассосутся, распродадутся. Не распродались. По-прежнему они составляют около 500 тысяч автомобилей. И, судя по всему, такой тренд сохранится до конца года», – признал глава «АвтоВАЗа», добавив, что завод будет пересматривать производственный план.
Итоги недельных продаж новых легковых автомобилей в июне показывают, что результат месяца, скорее всего, будут на уровне или даже чуть ниже майского, а всего за полгода в стране будет реализовано около 530 000 машин, что существенно ниже прогнозов, сделанных в начале года, пишет гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
И аналитики, и дилеры уже снижают годовые прогнозы – десять опрошенных TMT участников рынка сошлись во мнении, что, если в прошлом году в России было продано 1,57 млн новых легковых автомобилей, то в этом продажи не превысят 1,2 млн. В конце 2024 г. консенсус-прогноз колебался на уровне 1,4-1,5 млн.
Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) недавно понизил прогноз продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей с 1,4 млн до 1,25 млн штук. Последний опрос «Автостата» оказался еще пессимистичнее: самая большая доля его участников (30%) считает, что будет продано от 1 до 1,1 млн новых автомобилей. Агентство пересмотрит свой прогноз в июне, обещает Целиков.
Дилеры дружно рассказывают о плохих продажах и мае и июне, объясняя это стечением ряда факторов – общим снижением покупательской активности, конкуренцией с банковскими вкладами и даже долларом – после укрепления курса рубля многие предпочли потратить свободные деньги на покупку долларов, чтобы продать их, когда его курс, по мнению аналитиков, вернется в район 90-100 рублей, делится менеджер крупной автоторговой компании. Сокращавшиеся в начале года стоки снова начали расти: все площадки забиты нераспроданными автомобилями, отмечают дилеры.
Соколов призывает власти вмешаться, чтобы избавить рынок от стоков, но при этом остановить волну скидок, которая мешает продавать Lada. По данным «Автостата», в мае было продано 25 552 Lada – на 36% меньше, чем год назад, а общие продажи новых автомобилей были на 28% ниже прошлогодних.