Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Порты Дальнего Востока перестали быть главным каналом импорта после транспортного коллапса

Все компании все чаще выбирают для доставки грузов балтийские порты
Все компании все чаще выбирают для доставки грузов балтийские порты Петр Ковалев/ТАСС

Бесконечные проблемы с доставкой товаров с Дальнего Востока заставили компании пользоваться другими маршрутами. Одним из них стали порты Балтики, до войны бывшие “морскими воротами” России. Теперь они близки к тому, чтобы вернуть себе этот статус.

По данным логистической группы FESCO (управляет Владивостокским морским торговым портом), за пять месяцев импорт в Россию сократился на 5% до 1,12 млн стандартных 20-футовых контейнеров (TEU). При этом балтийские порты увеличили импорт на 13% по сравнению с январем-маем 2024 г., а дальневосточные – уменьшили на 16%, отмечает FESCO, но цифр не приводит. Аналитики логистической компании ТД «Партнер» подсчитали, что Балтика и Дальний Восток практически сравнялись по принимаемым импортным контейнерам: 60-67 тыс. TEU в месяц на Дальнем Востоке против 57-60 тыс. TEU на Балтике (Санкт-Петербург, Усть-Луга и Калининград). 

На протяжении 2023-2024 гг. Дальневосточный бассейн уверенно удерживал позиции крупнейшего канала импорта, и его среднемесячные показатели стабильно превышали 100 тыс. TEU, а пиковые значения в середине 2024 г. доходили до 118 тыс. TEU, но в  начале этого года объемы рухнули с пиков почти вдвое до 60-67 тыс. TEU, подсчитали аналитики логистической компании ТД «Партнер». В то же время Балтийский бассейн, принимавший, по их данным, в 2023 г. через Санкт-Петербург, Усть-Лугу и Калининград 38-45 тыс. импортных TEU в месяц, к началу этого года объемы довел объемы импорта до 57-60 тыс. TEU в месяц.

Порты Балтийского бассейна активно теснили Дальний Восток весь 2024 г. на фоне больших проблем с доставкой контейнеров из дальневосточных портов в Центральную Россию по железной дороге, отмечал отраслевой портал infranews.ru. По его данным, по итогам 2024 г. перевалка контейнеров через Балтику увеличилась на 36% до 1,6 млн TEU. Однако это меньше, чем в довоенном 2021 г., когда через Балтику прошло около 2 млн контейнеров. 

В ТД “Партнер” объясняют “просадку” Дальнего Востока перегрузкой терминалов, ростом логистических тарифов, в том числе у РЖД, и ростом прямых поставок по железной дороге через сухопутные границы.

Рост импорта через Балтику может свидетельствовать о частичной переориентации импорта с восточных маршрутов на северо-западное направление, в том числе за счет транзита через нейтральные юрисдикции и развитие мультимодальной доставки, полагают эксперты ТД «Партнер»: «Устойчивый рост на Балтике, корректировка на Дальнем Востоке и активация южных портов создают более сбалансированную систему внешнеэкономической логистики, способную адаптироваться к любым вызовам».

В этом году у Балтийского бассейна сохранился потенциал роста, считает Центробанк. Так, в феврале судоходная компания M-Line, контролируемая транспортно-экспедиторской компанией «Модуль», объявила об открытии регулярной морской линии, соединяющей терминалы Северо-Запада России со Шри-Ланкой, Индией и Китаем. По маршруту не реже раза в три недели курсируют контейнеровозы вместимостью от 2500 до 4000 TEU. Кроме того, Калининградская железная дорога запустила мультимодальный сервис по доставке контейнеров из портов Калининградской области в Петербург.

В Калининградскую область тоже идет больше контейнеров. По данным директора компании C-Shipping Алексея Гагаринова, контейнерооборот портов российского эксклава в 2024 году вырос на 67% до 253 000  TEU. В связи с ростом запросов на перевозку грузов в Калининградскую область, в марте 2025 года китайская компания OVP Shipping, начавшая активно работать с Россией в 2022 г., возобновила регулярный контейнерный сервис. Теперь из КНР в порт Балтийска ежемесячно уходит ее судно вместимостью около 1800 TEU.

У крупнейшего оператора морских контейнеров в стране, компания «Глобал Портс», в I квартале 70% оборота контейнеров, составившего 304 тыс. TEU, приходилось  на порты Балтики – это на 38% больше, чем годом ранее, тогда как оборот через Дальневосточный бассейн упал на 36%. «Глобал портс» управляет терминалами в Усть-Луге и «Большом порту Санкт-Петербург». Как указывала «Глобал портс», особенно активно росла доставка автомобилей – как в контейнерах, так и на палубе – в I квартале их перевезено на 490% больше, чем годом ранее. Именно автомобили из Китая в 2024 г, стали одним из драйверов роста импортного грузопотока в порты Санкт-Петербурга, говорит руководитель одной из транспортных компаний. Правда, продолжает он, в этом году на этот канал надежд мало: из-за падения продаж на автомобильном рынке импорт машин буквально рухнул. 

Пока основное конкурентное преимущество портов Владивостока – более низкая стоимость по сравнению с прямыми железнодорожными или автомобильными перевозками, и доставкой в Санкт-Петербург при таких же сроках доставки, отмечают эксперты ТД «Партнер». В этом году тарифы на доставку грузов морем из Китая в порты Дальнего Востока снижались и к маю достигли уровня конца 2020 г., заметил Центробанк.

На Дальнем Востоке тарифы останутся стабильными, в то время как на Северо-Западе они скорее всего вырастут, так как в июне морские линии анонсировали введение дополнительного сбор GRI (General Rate Increase) на направлении из Китая и Юго-Восточной Азии в Санкт-Петербург в размере $1000 за TEU, ссылаясь на ожидаемое увеличение загрузки во втором полугодии, сообщал ТД «Партнер».

По данным логистической компании Tradest, в июле доставка 20-футового контейнера из основных китайских портов в Москву через Владивосток обойдется в $3300, и ждать придется 45-55 дней. В Санкт-Петербург контейнер доедет за $4150 и 55-60 дней.

Но с июля у Санкт-Петербург появится возможность обогнать Владивосток и Находку по скорости доставки импорта из Китая.  Ожидается, что после открытия навигации по Северному морскому пути контейнер с импортом будет прибывать из портов Китая в северную столицу примерно за 35 дней, указывают в ТД «Партнер».

«Импорт продолжает падать из-за охлаждения спроса в России, и все ищут, где выгоднее – и нередко ответ – порты Балтики», – рассуждает топ-менеджер крупной логистической компании. Именно туда часто идет «санкционка» или товары параллельного импорта, которым нужно «очиститься» в нейтральной юрисдикции вроде Турции, объясняет он.

На фоне успехов с импортом Балтика теряет экспорт. Борьба западных союзников против российского топливно-энергетического теневого флота приводит к сокращению поставок нефтепродуктов через Балтийский бассейн. По итогам января-мая 2025 года он сократился на 6%, до 13,6 млн тонн, а отправка нефти уменьшилась почти на 15%, до 23,3 млн тонн, сообщала специализированная компания «Морцентр-ТЭК».

Растет импорт и через южные порты, но более медленно, чем через Балтику: если в 2023-2024 гг. он составлял 35-45 тыс. TEU в месяц, то в начале этого года подрос до 48 тыс. TEU. Порты Новороссийска, Тамани, Азова становятся точками входа для поставок из Турции, ОАЭ и Индии, отмечают в компании. По мнению ее аналитиков, спрос на контейнерные перевозки через Черное море растет в связи с развитием альтернативных цепочек поставок и высокими ставками на традиционных направлениях:

В целом, по данным FESCO, объем перевозок контейнеров в России в январе-мае снизился на 3% до 2,67 млн стандартных 20-футовых контейнеров (TEU), при этом импорт сократился на 5%, до 1,12 млн TEU, транзит – на 4% до 240 000 TEU, внутренние перевозки – на 4%, до 491 000 TEU, тогда как экспорт вырос на 8% до 818 000 TEU.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку