Российская прокуратура пытается изъять у миллиардера Константина Струкова контрольный пакет акций крупного производителя золота Южуралзолото (UGC) в пользу государства.
Слушание по делу, ставшего последним в череде изъятий активов государством и первым такого рода в золотодобывающей отрасли, состоится 8 июля в Советском районном суде Челябинска на Урале.
КТО ТАКОЙ КОНСТАНТИН СТРУКОВ?
Струков, родившийся в Оренбургской области России в 1958 году, работал в горнодобывающей промышленности Казахстана и Башкирии сразу после окончания в 1980-м Магнитогорского государственного технического университета.
В Башкирии он создал золотодобывающую артель Купрум, а в 1997 году возглавил челябинского золотодобытчика Южуралзолото.
Южуралзолото было создано в 1976 году и приватизировано в 1993 году после распада СССР. Производство практически остановилось к 1997 году, когда Струков возглавил убыточное предприятие.
Он провел реструктуризацию, создав одноименное предприятие и передав ему часть активов, в том числе крупнейшее на Урале Светлинское месторождение. Позднее Южуралзолото было признано банкротом, а Струков на торгах приобрел основные активы, включая акции новой компании, за 12,8 миллионов рублей.
Золотодобывающая компания начала активно расти, в том числе скупив новые месторождения в Хакасии и Красноярском крае: с 2004 по 2012 год компания нарастила добычу с 3 до 10 тонн.
Струков возглавлял компанию в 2000–2001 годах и до 2007 года был главой совета директоров. В 2000-х по приглашению властей возглавил находящийся на грани банкротства Челябинскуголь, а в 2007 году снова стал президентом реорганизованной в УК «Южуралзолото группа компаний» (ЮГК).
С 2000 года бизнесмен избирается в Законодательное собрание Челябинской области, сейчас является заместителем спикера регионального парламента и членом Единой России.
Он занимает 78 строчку в рейтинге богатейших россиян по версии Forbes с состоянием $1,9 миллиарда в 2025 года. В 2021 году оно оценивалось в $2,8 миллиарда. Его семья также владеет долей в угольной компании МелТЭК с активами на Кузбассе.
Миллиардер находится под санкциями США, ЕС и Великобритании.
По данным СМИ, магнат проживает в Челябинской области. «Предприниматель из списка Forbes, переживший не одну смену региональных элит, живет в городке Пласт, знает всех соседей и часто спускается в шахту к рабочим, до которой добирается на Ниве», — писал о нем журнал в 2017 году.
ЧТО ТАКОЕ ЮГК?
Группа компаний Южуралзолото — один из крупнейших российских золотодобытчиков. Струкову принадлежит 67,8%, еще 22% владеет управляющая компания Газпромбанка, которая купила этот пакет в конце 2024 года, 10,2% — free float.
По собственным данным, в 2024 году группа была четвертой среди крупнейших золотодобытчиков России. Журнал «Золото и технологии» ставит ее на 8-е место в рейтинге, в котором учитывает данные компаний, связанных с медным холдингом УГМК, предприятия Хайлэнд Голд, а также Быстринский ГОК Норникеля.
Ресурсы ЮГК по классификации JORC составляют 46 миллиона унций, доказанные и вероятные запасы оцениваются в 11,1 миллиона унций.
В группу входит 17 основных активов на Урале и в Сибири: из них 10 — действующие месторождения, на семи ведется доразведка. Ей также принадлежит восемь перерабатывающих предприятий, одно планируется построить к 2026 году.
Компания увеличила выручку в 2024 году на 12% до 75,9 миллиарда рублей, показатель EBITDA вырос на 11% до 34,4 миллиарда рублей.
Добыча в 2024 году снизилась на 17% до 10,6 тонн (около 341.000 унций) из-за запрета горных работ Ростехнадзором в августе на четырех карьерах. ЮГК ожидает роста производства в 2025 голу на 13%-35% до 12-14,4 тонн.
Компания провела IPO в 2023 году, разместив около 6% акций, в 2024 году — SPO, продав чуть более 5%. В общей сложности привлекла около 15 миллиардов рублей, которые планировала потратить в том числе на снижение долга.
Во время IPO ЮГК, прошедшая пик инвестиций, сообщала, что рассчитывает на рост производства к 2026 году на 60%, чтобы попасть в тройку российских лидеров золотодобычи. Однако в отчете за 2024 год написала, что планирует рост реализации золота до 578.000 унций (почти 18 тонн) к 2028 году.
В 2020 году ЮГК купила 22,37% акций золотодобытчика Petropavlovsk Plc у Романа Троценко. Сделка привела к корпоративному конфликту, результатом которого стало увольнение основателя и главы компании Павла Масловского. В декабре 2021 года после обращения представителя Южуралзолота в ФСБ Масловский был арестован, а через год его приговорили к 5,5 годам колонии за хищение у компании Покровский рудник, сообщало РБК.
В 2022 году ЮГК пришлось списать 28,2 миллиарда рублей инвестиций в Petropavlovsk, продавшей свои активы основному кредитору после признания банкротом из-за санкций и проблем с долгами.
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Челябинский суд сообщил Рейтер в прошлый четверг, что заместитель генерального прокурора России подал иск против Струкова и нескольких других лиц об изъятии активов в казну государства «как имущества, полученного коррупционным путём».
По данным Коммерсанта и РБК, цитирующих иск, ведомство считает, что Струков получил контроль над компаниями за счет своей должности и положения в органах госвласти. Речь идет о конфискации активов Струкова на 200 миллиардов рублей, написал Коммерсант.
За день до этого российские агентства сообщили об обысках в офисах компании, связанных с нарушением правил охраны окружающей среды, а в пятницу 4 июля — о возбуждении уголовных дел против двух менеджеров Светлинского ГОКа в Челябинской области.
Сам бизнесмен 3 июля в четверг находился в Абакане, где ему вручили орден «За заслуги перед Хакасией», следует из сообщения правительства региона.
Суд принял обеспечительные меры, не назвав их.
Московская биржа по требованию ЦБР приостановила торги акциями компании в пятницу 4 июля, чтобы, как объяснил регулятор, «успокоить рынок» после обвала котировок почти на 30% за два дня и снять риски для миноритариев.
ЗАГАДОЧНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ
Вечером в субботу 5 июля Коммерсант со ссылкой на источники сообщил, что Струков, несмотря на судебный запрет, пытался вылететь из Челябинска в Турцию на личном бизнес-джете Bombardier, но борт был задержан приставами после того, как Росавиация запретила взлет. Газета сопроводила заметку оперативной съемкой с фото, по ее данным, приставы изъяли у бизнесмена загранпаспорт, аннулированный миграционной службой МВД России.
Представитель компании опроверг эту информацию, сообщив, что в течение субботнего дня Струков находился на рабочем месте в офисе ЮГК в Москве.
«Выезжать за границу он не планировал и не планирует. Никаких следственных мероприятий в отношении него не проводилось, его не задерживали», — сообщил он.
По данным сайта трекинга самолетов Flightradar24, бизнес-джет Струкова, регистрационный номер которого привел Коммерсант, не был в Челябинске в субботу, он совершил перелет из Братска в Москву.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в понедельник отказался комментировать кейс Южуралзолота, переадресовав вопросы к правоохранительным органам.
Депутат Госдумы от Единой России Олег Голиков в понедельник охарактеризовал Струкова как человека, «который на деле доказал свою преданность региону и людям».
«В 90-е, когда в Пласте закрывались шахты, а работники оставались без средств к существованию, он не просто взял на себя ответственность — он возродил отрасль. С нуля», — написал депутат.
Рейтер запросил комментарий Струкова через ЮГК.
ИНВЕСТКЛИМАТ
Москва посылает противоречивые сигналы инвесторам, с одной стороны пытаясь представить Россию как привлекательное место для иностранного капитала, с другой — конфискует активы и арестовывает ведущих бизнесменов. Иностранные инвестиции резко сократились с начала конфликта в Украине.
Российский президент Владимир Путин, выступая в июне на форуме в Санкт-Петербурге, повторил тезис о том, что РФ не стремится к национализации, а происходящие процессы — частные случаи нарушения закона.
«Что вы после всех этих новостей будете делать? Инвестировать в России или выводить деньги?..Страна от этого может проиграть, потому что доверие теряется», — сказал в своем видеоблоге частный инвестор Олег Кузьмичев.