Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Запрещенная перестановка, или Зачем Владимир Зеленский затеял менять правительство во время войны

Украинский парламент – Верховная рада – по представлению президента Владимира Зеленского утвердил бывшую первую вице-премьерку Юлию Свириденко в должности новой главы кабинета министров Украины. Одобрение большинства депутатов получило и все новое правительство.
Юлия Свириденко – новый козырь Владимира Зеленского в отношениях с США
Юлия Свириденко – новый козырь Владимира Зеленского в отношениях с США https://www.flickr.com/photos/51178866@N04/52622335900/ CC BY 2.0

Свириденко стала второй женщиной во главе правительства в истории современного украинского государства после Юлии Тимошенко. Зеленский, инициировав замену ряда министров, по его собственным словам, дал старт «трансформации исполнительной власти».

Почему президент начал крупную перестановку в украинском правительстве, что означают эти перемены и что необходимо учитывать в международном контексте?

Эффективность исходя из реалий

Кандидатура Свириденко не стала сенсацией. О ее назначении говорили в Киеве не одну неделю. Прийдя в политику из менеджмента, как и многие другие члены команды Зеленского, Свириденко поднималась по карьерной лестнице без политических и коррупционных скандалов. Имея репутацию работоспособной и исполнительной, она на посту министра экономики и первого вице-премьера наладила продуктивное сотрудничество в треугольнике «Офис президента — правительство — Верховная рада». Лояльность Свириденко, с учетом ключевой роли офиса президента в системе принятия решений, шла на пользу ее министерству и кабмину в целом.

В украинской журналистской среде приводились многочисленные примеры ситуаций, когда именно Свириденко удавалось убедить Зеленского и руководителя офиса президента Андрея Ермака в целесообразности того или иного начинания, в то время как премьер Денис Шмыгаль нередко получал отрицательный ответ.

Свириденко не заработала себе много недоброжелателей в украинской власти, о чем говорят и результаты голосования по ее кандидатуре в парламенте. Лишь 22 депутата проголосовали против того, чтобы она стала  19-м премьер-министром в истории независимой Украины.  

Нельзя сказать, что Зеленский был недоволен работой Шмыгаля. Политический долгожитель (пять лет в кресле премьера — рекорд для украинской политики), он был вполне лоялен действующему президенту и активно позиционировал себя в качестве аполитичного технократа, призванного «лишь» аккуратно выполнять свои обязанности. И предложение Шмыгалю нового поста в правительстве, на этот раз министра обороны, служит подтверждением того, что доверие между политиками не утрачено. Кроме того, для Зеленского и Ермака политически выгодно сохранять в команде «человека со стороны» без каких-либо амбиций: Шмыгаль формально никогда не относился к узкому кругу Зеленского.

Проблема Зеленского состоит в том, что политическая «скамейка запасных» в его окружении довольно короткая. «Кадровый застой», отсутствие новых лиц, излишнюю бюрократию и сложности с управлением отмечают даже обозреватели, симпатизирующие президенту. В таких реалиях единственно верным решением была перестановка с целью повышения эффективности работы кабмина. Например, должности в правительстве получили оба ключевых заместителя Свириденко в минэкономики. Алексей Соболев возглавил министерство, а Тарас Качка стал вице-премьером по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Герман Галущенко, хорошо зарекомендовавший себя на посту министра энергетики, контролировавший работу энергосистемы Украины в условиях постоянных российских обстрелов, получил портфель министра юстиции.

Кадровые действия Зеленского — скорее вынужденное переформатирование внутри команды, направление успешных управленцев на «пожарные» участки работы, чем свидетельство заявленной «трансформации».

Риски для президента

Переформатирование правительства не прошло для Зеленского гладко. В Украине продолжает действовать военное положение, недавно продленное Верховной радой до 5 ноября 2025 года. Закон «О правовом режиме военного положения» прямо запрещает в данной ситуации прекращение полномочий ряда государственных институций, включая кабинет министров.

Аргументы сторонников президента, что правительство претерпело лишь небольшие изменения, и министры получили новые назначения, парламентскую оппозицию не убедили. Согласно украинскому законодательству, в случае смены премьера кабмин снимает с себя полномочия перед парламентом, что и произошло 15 июля. А это и есть отставка!

К примеру, сопредседатель «Европейской солидарности» Ирина Геращенко заявила, что «во время военного положения законодательно запрещена смена правительства», а кадровую политику президента назвала «переливанием из порожнего в пустое» и «перестановкой старых лиц».

Депутат Роман Костенко, представляющий фракцию «Голос», был более резок. Он назвал шаг Зеленского «незаконным» и заметил, что это «плохой сигнал для России и мирового сообщества» и может иметь негативные последствия, имея в виду, что российская пропаганда станет говорить о «нелегитимности» не только Зелинского, но и нового кабмина, а Западу не понравится нарушение действующего законодательства.

Наблюдатели отмечают, что Зеленский позволил себе отступить от буквы закона даже в процедуре. Согласно конституции Украины, парламент в лице коалиции предлагает президенту кандидатуру нового премьера, а в данном случае порядок действий был прямо противоположным.  

Политические риски для Зеленского можно оценивать двояко.

С одной стороны, он обладает вполне комфортным парламентским большинством. 262 голоса за Свириденко — это значимый кредит доверия и солидная база для ее работы на посту премьера. Против проголосовала лишь «Европейская солидарность» Петра Порошенко, а две другие оппозиционные фракции, «Голос», основанный Святославом Вакарчуком, и «Батькивщина» Юлии Тимошенко в абсолютном большинстве воздержались. 253 голоса за правительство в целом — это также стабильное большинство. Только в одну пропрезидентскую фракцию «Слуга народа» входит 231 депутат, что минимизирует вероятность нежелательных сюрпризов для главы государства.

С другой стороны, в последнее время наметился неприятный для Зеленского тренд. В рядах «Слуги народа» растет количество политиков, которые под благовидным предлогом отсутствуют на парламентских заседаниях и не принимают участия в голосованиях за президентские инициативы. В этот раз таких депутатов было 30. Недостающие голоса для продвижения проектов офиса президента традиционно дают участники депутатских групп и внефракционные депутаты. В сумме это довольно значимый контингент в составе 95 человек. Из них выделяются бывшие члены фракции «Оппозиционной платформы за жизнь» (ОПЗЖ, ранее 44 места в Верховной раде), прекратившей свое существование в 2022 году в связи с дружественной России позицией ее лидеров.

Так президент может стать заложником голосования бывших представителей ОПЗЖ, среди которых выделяются деятели периода правления Виктора Януковича — такие, как бывший вице-премьер Юрий Бойко и бывший глава администрации Януковича Сергей Левочкин, а также парламентариев, избранные по мажоритарному принципу и нередко представляющие бизнес-интересы региональных финансово-промышленных групп. Это несет в себе немалые угрозы. 

Международный фактор

Основную ношу в деле отражения российской агрессии несут украинская армия и весь украинский народ. Однако крайне важную роль в защите государственности Украины играет поддержка союзников. Для Киева жизненно необходимо не только иметь стабильные отношения с центрами силы на Западе, с Вашингтоном и Брюсселем, но и соблюдать баланс между Евросоюзом и США. И если с объединенной Европой и ее политико-экономическими локомотивами в лице Германии и Франции у Украины особых сложностей не возникает, то подход к нынешней американской администрации найти до сих пор не удалось. Позиция президента  Дональда Трампа в последние дни стала более скептической по отношению к Москве, и в украинском офисе президента явно решили усилить «американский вектор».

Приоритет такой стратегии четко просматривается в новых кадровых назначениях. Именно Свириденко курировала подготовку пакета из трех украино-американских соглашений о полезных ископаемых, подписанных в апреле и ратифицированных Радой в мае сего года. Она имеет хорошие контакты в Вашингтоне, и ей вполне симпатизируют значимые игроки команды Трампа.

Теми же причинами, по-видимому, продиктована и назначение бывшего вице-премьера по вопросам евроинтеграции и основного переговорщика Украины с ЕС Ольги Стефанишиной спецуполномоченным президента по вопросам сотрудничества с США с перспективой в ближайшее время стать послом в Вашингтоне. Более профессионального специалиста в этой области у Зеленского нет. Стефанишина 18 лет работает над крупнейшими международными государственными интеграционными проектами. В последнем кадровом назначении наиболее четко прослеживается значение США для внешней политики Украины.

Судя по всему, первоначально планировалось создать на «американском векторе» тандем Стефанишиной с Рустамом Умеровым, занимавшим пост министра обороны. Умеров известен американцам в разных переговорных форматах, начиная со стамбульского. Но офис президента прислушался к сигналу из Вашингтона о нежелательности Умерова в роли главного дипломатического представителя в США. Зная нынешний стиль политики Белого Дома, Киев не может позволить себе скандал. И именно Стефанишина стала центральным лицом, которому предстоит нормализовать отношения с администрацией Трампа и добиться для Украины максимума. Тем же руководствовались Зеленский и Ермак, переводя в кресло главы Минобороны исполнительного и опытного Шмыгаля, которому уже 21 июля предстоит общаться с американцами в формате «Рамштайн».  

Похожий подход наблюдается и на европейском направлении. Качка, преемник Стефанишиной на посту вице-премьера по вопросам евроинтеграции, хорошо известен в Брюсселе и вполне сработался с еврочиновниками. Именно он, будучи правой рукой Свириденко, курировал в Минэкономики целый блок вопросов, связанных с торговыми отношениями с ЕС: особый льготный режим непосредственно после начала широкомасштабного вторжения РФ в 2022 году, торговые конфликты с Польшей и пограничные блокады в 2023–2024 годах и процесс возвращения к базовым условиям товарооборота между Украиной и Евросоюзом после окончания действия беспошлинного режима в июне 2025 года.

Это также признак соблюдения баланса интересов между основными акторами на Западе.

Зеленский и его команда действуют в принципиально ином политическом поле, чем предшественники: широкомасштабная агрессия соседнего государства, временная заморозка избирательных процессов после введения военного положения, наличие в парламенте большинства голосов, достаточного для поддержки президентских начинаний, вместо классической коалиции, как в предыдущие годы. Имея ограниченные ресурсы, что обусловлено войной, кадровыми проблемами и желанием максимально плотно контролировать правительство, президент продолжает делать ставку на технократов, лишенных электоральных амбиций и предпочитающих тихо выполнять свою работу.

  

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку