Наилучший способ быстрее прекратить войну в Украине – с помощью санкций лишить Россию нефтедолларов, что ударит по кошельку рядовых россиян и спровоцирует протесты, на которые Владимиру Путин уже не сможет не обращать внимания. Дональд Трамп, которого, в отличие от российского лидера, волнует гибель людей, может закончить войну с помощью этой стратегии, поскольку одержимый властью Путин может остановить агрессию, если лишится поддержки народа. Такой подход предложил Владимир Зеленский в интервью консервативной газете New York Post.
50-дневный срок, который Трамп дал Путину для начала мирных переговоров, – лишь потеря времени, результатом будет больше смертей и разрушений, сказал Зеленский. Но он «очень благодарен», что Трамп, поняв, что Путин ему лгал о своем желании завершить войну, поддержал санкции. Президент США пригрозил ввести 100%-ные пошлины для стран, покупающих нефть у России, которая заработала на ее экспорте в 2024 году $192 млрд, по данным Международного энергетического агентства (МЭА).
Экономические санкции – «гуманный», но мощный способ помочь завершить войну, считает Зеленский. По его мнению, падение нефтяных доходов подорвет доходы населения, что может привести к резкому падению популярности Путина в стране: «Люди боятся, что у них либо отберут деньги, либо посадят в тюрьму [если они выскажут свое мнение]. Но когда их увольняют с работы… потому что работодатель не выдерживает [ухудшения] в экономике, из-за которого все сокращается, тогда всегда происходит социальный взрыв». Поскольку Путину важнее всего сохранить власть, это сподвигнет его к прекращению боевых действий, сказал Зеленский.
Чем скорее Конгресс и президент США окажут давление на Путина с помощью санкций, тем лучше, добавил украинский президент:
Он [Путин] должен это почувствовать.
Однако введение таких вторичных мер, несмотря на высказанную Трампом угрозу, представляет собой серьезную проблему. «Это самая сильная карта, которую могут разыграть союзники Украины, по крайней мере, с энергетической точки зрения, – сказал CNN Бен Макуильямс, научный сотрудник отдела энергетики и климатической политики брюссельского аналитического центра Bruegel. – Но возникает вопрос: даже если они [пошлины] будут введены, насколько серьезно США намерены требовать их соблюдения?».
Но это вопрос второго порядка, а прежде всего проблематичным выглядит само введение пошлин для стран, с которыми администрация Трампа сейчас ведет торговые переговоры без учета этих дополнительных сборов. Вашингтон недавно объявил перемирие в торговой войне с Китаем. С Индией переговоры идут, и последнее заявление Трампа – лишь одно из множества нынешних и будущих «непредсказуемых требований США», которые не повлияют на принятие Индией «стратегических решений», говорит Аджай Шривастава, основатель индийского аналитического центра Global Trade Research Initiative.
Наконец, Трамп очень озабочен тем, чтобы цены на нефть (и топливо на американских заправках) оставались относительно низкими. А если нефть из России пропадет с рынка (в июне, по данным МЭА, она поставляла на него морским путем 4,68 млн баррелей в сутки), где найти ей замену, задается вопросом Мую Сю, старший нефтяной аналитик Kpler. По данным МЭА, свободные мощности стран ОПЕК+ превышают 4 млн баррелей в сутки, «но трудно просить их накачать за ночь» подобный объем, говорит Сю, поэтому цены наверняка вырастут.
«Мы все знаем, что Трампу не нравятся высокие цены на нефть, и именно это делает ситуацию такой сложной, – говорит Джованни Стауново, аналитик по сырьевым рынкам UBS. – Ограничены как свободные мощности, так и набор способов компенсации в случае крупных перебоев в поставках. Это не вписывается в [трамповскую] программу низких цен на нефть».