Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

ЮНЕСКО: как культурная дипломатия превратилась в трибуну предвзятости

В заголовке New York Post это выглядело просто: «Трамп выводит США из ЮНЕСКО из-за антиизраильской и антиамериканской позиции организации». Но за этим резким дипломатическим жестом стоят десятилетия нарастающего недоверия, разочарования и резолюций, которые превращали культуру в оружие.
Хеврон, где похоронены праотцы, считается палестинским культурным наследием
Хеврон, где похоронены праотцы, считается палестинским культурным наследием Hwilde из немецкий Википедия

Официальная причина, названная Госдепартаментом США: ЮНЕСКО преследует «неоднозначные, разжигающие рознь культурные и социальные цели», которые «полностью противоречат здравому смыслу» и политике действующих властей Соединенных Штатов. В 2011 году Израиль приостановил финансирование ЮНЕСКО — после того, как Палестина была принята в члены организации, а в 2017 году в тандеме с администрацией Трампа, объявил о выходе из состава организации. Кстати, в 1984 году администрация президента США Рональда Рейгана уже выходила из состава ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО стала ареной конфликта

Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) задумывалась, чтобы лечить культурно-цивилизационные раны и строить мосты между нациями, религиями, цивилизациями. Но последние два десятилетия она все чаще становится участником самих конфликтов, а наиболее остро это проявилось в отношении Израиля.

С 2010 годов организация с почти ритуальной регулярностью принимала резолюции, в которых Израиль представал если не культурным вандалом, то узурпатором исторического наследия, «оккупационной силой», а культурные и религиозные объекты в Иерусалиме определялись «исключительно мусульманскими». Еврейская связь с Храмовой горой, со Стеной Плача, с Хевроном игнорировалась или намеренно умалчивалась.

Например, резолюция 200 EX/PX/DR.25.2 Rev. (2016). В октябре 2016 года Исполнительный совет ЮНЕСКО принял резолюцию, в которой в тексте на английском языке отсутствовали слова Temple Mount и Western Wall. В описании Храмовой горы использовали исключительно арабское название аль-Харам аш-Шариф. Израиль и США голосовали против. Даже Франция, традиционно лояльная к арабскому миру, впоследствии признала свою ошибку: тогдашний президент Олланд публично заявил, что голосование «не должно было игнорировать еврейскую связь с Иерусалимом».

В 2017 году Хеврон, библейский город, где, согласно традиции, похоронены Авраам, Исаак и Иаков, был включен в список объектов Всемирного наследия как «палестинский объект под угрозой». Израиль не был упомянут ни словом, тем самым ЮНЕСКО де-факто отказала евреям в культурных и исторических правах на одно из древнейших мест идентичности народа.

Учёные представили сотни артефактов — монеты, печати, надписи — свидетельствующие о существовании еврейской жизни в Иерусалиме тысячи лет назад и на протяжении всех времен: несмотря на самые большие сложности и преследования, всегда была еврейское присутствие на Земле Израиля. Но в бюрократическом тексте резолюций этим свидетельствам не находится места.

Юридическая перспектива

В международных отношениях язык резолюций — не просто риторика. Это правовой инструмент, влияющий на легитимность, обязательства сторон и общественное восприятие. Когда ЮНЕСКО в своих решениях называет Израиль «оккупационной силой» в Иерусалиме, это не просто декларация, но акт интерпретации международного гуманитарного права.

В отличие от Международного суда ООН или Совета безопасности, резолюции ЮНЕСКО не имеют обязательной юридической силы. Это важная деталь, часто теряющаяся в заголовках. Юридически резолюции остаются «морально-политическими заявлениями», а не прецедентами международного права. И все же эти заявления могут оказывать долговременное влияние и например, использоваться в международных судах в качестве «выражения воли международного сообщества».

Израильские юристы, включая бывшего председателя Верховного суда Аарона Барака, неоднократно подчеркивали, что риторика ЮНЕСКО нарушает принцип нейтральности международных организаций, поскольку отрицает наличие спора и выносит оценку до разбирательства. С точки зрения международного права, подобные резолюции ставят под сомнение право Израиля на судебную защиту в случаях спорного культурного наследия.

Арифметика голосований

Для Дональда Трампа выход из ЮНЕСКО стал продолжением логики «Америка прежде всего». Но для Израиля это жест, имеющий символическую глубину: в нем читается отказ участвовать в международных механизмах, где справедливость подменена арифметикой голосов.

Из более чем 25 резолюций, касающихся Израиля и палестинских территорий, принятых ЮНЕСКО между 2009 и 2019 годами, подавляющее большинство осуждали Израиль; нет ни одной, осуждающей «Хамас» или палестинскую администрацию.

Политическая арифметика проста: большинство государств-членов ЮНЕСКО — это страны глобального юга, где солидарность с палестинцами давно стала частью «дипломатической нормы». Арабо-мусульманский блок голосует как единое целое. Большинство ЮНЕСКО: страны арабского мира, африканские государства, Латинская Америка. Европа как обычно колеблется и ищет политическую выгоду. Но большинство не всегда поддерживает истину.

США и Израиль больше не за столом переговоров ЮНЕСКО.

В ЮНЕСКО очевидно продолжатся приемы, выставки и церемонии в штаб-квартире в Париже, но все мы получили напоминание, что когда культура становится полем боя, страдают не только государства, но и сама идея культуры.

Надеюсь, выход США из ЮНЕСКО — это приглашение к перезагрузке и к разговору, в котором будут заметны не только нечистоплотные политические интересы, но и правда.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку