Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Центробанк предупредил, что ограничение вывоза золота россиянами может ударить по критическому импорту

Ограничения на вывоз золота, может, и не введут, но надзор точно ужесточат
Ограничения на вывоз золота, может, и не введут, но надзор точно ужесточат Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Идея властей ограничить вывоз россиянами золота из страны натолкнулась на сопротивление Центробанка. Летом глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин докладывал Владимиру Путину, что прорабатывает эту идею с Минфином и ЦБ. Минфин был одним из инициаторов ограничений, затем изменил позицию, но вновь передумал и сейчас выступает за ограничение таких операций $10 тыс.

Это может усложнить трансграничные расчеты, заявил зампред ЦБ Алексей Гузнов. Из-за санкций их порой приходится проводить нестандартными методами. «Я так понимаю, что увеличилось существенным образом использование в расчетах и золотых слитков – где-то в два с лишним раза», – спрашивал Чиханчина Путин.

Сейчас «немножечко приупало», отвечал глава Росфинмониторинга, но активно идет. За это и беспокоится Центробанк. «Решаем одну задачу, но можем получить эффект, который непрогнозируем. Чем является сейчас золото, которое вывозится с точки зрения практики? Способ[ом] расчетов. Нам нужно поддерживать расчеты, которые позволяют в том числе критический импорт завозить в страну? Нужно. Вот ответ в этой плоскости нужно смотреть», — цитирует Гузнова РБК.

Встречаются и еще более экзотические способы расчетов, например, расписки на неучтенное товарное золото, экспортированное из стран, находящихся под санкциями и физически аккумулированное в банках третьих стран, описывал руководитель аналитического центра CASE Дмитрий Некрасов.

Россияне начали массово вывозить золото после введения санкций: на него не распространялись валютные ограничения, рассказывал глава ко­ми­те­та по дра­гме­тал­лам Торгово-промышленной палаты, гендиректор «Крас­цвет­ме­та» Ми­ха­ил Дя­ги­лев. В середине 2023 г. он оценивал такой «теневой экспорт» в 20-25 тонн.

Масштабы таких операций резко выросли после введения в октябре 2023 г. курсовой экспортной пошлины для компаний. Минфин хотел с помощью ограничений закрыть эту лазейку для уклонения от пошлины. Замминистра Алексей Моисеев, ссылаясь на данные ФТС, говорил о резком росте вывоза: «Я цифры не могу называть, но он кратный. Просто люди повезли в карманах. Зачем платить, допустим, 7% – там в зависимости от курса разный процент – если можно не платить. Распихали по карманам и поехали».

В прошлом году, когда курс рубля стабилизировался, пошлину отменили, для золота ее заменили «нашлепкой» к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и острота проблемы спала. Поэтому Минфин изменил позицию, объяснял Моисеев, призывая усилить контроль за вывозом. Если люди будут продолжать вывозить золото неправдоподобно большими объемами, то, «видимо, у них есть какие-то другие причины, например вывод капитала или оплата чего-то совсем уж нелегального, я не знаю, наркотрафик, что угодно», рассуждал Моисеев.

Чиновники отмечают, что люди продолжают использовать слитки для вывоза капитала и спекулятивных операций. Чиханчин описывал Путину такую схему: «Выгодно купить здесь [золото] за рубли, вывезти, продать за валюту и опять отконвертировать. Вот на этом игра идет. Цена золота очень высокая сегодня, и разница как раз дает [прибыль]. Очень хорошая маржа». Моисеев на ПМЭФ говорил, что его опасения оправдались: из-за лимита на вывоз наличной валюты в $10 тыс. отток капитала из России стал идти в золоте. Поэтому Минфин вновь изменил позицию и теперь выступает за ограничения.

Санкции уже заставили российские власти примириться со многими явлениями, против которых они прежде категорически возражали. Давно разрешены расчеты наличными во внешней торговле, в прошлом году были приняты законы, разрешающие иностранным банкам открывать филиалы в России (пока заявок не поступало), расчеты в криптовалютах и др. «Надо сделать все, чтобы колеса крутились. То, что казалось нам вчерашним днем, непопулярным — там, не знаю, свопы (в том числе центральных банков), какие-то клиринговые системы, использование крипты — все надо пробовать, призывал на ПМЭФ-2024 первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин. — Потому что не будет нормальных расчетов за продукцию по внешнеэкономической деятельности — для нашей и экспортно, и импортно зависимой страны это просто все, это погибель».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку