Спустя три месяца после того, как чиновники пообещали автозаводам денег, собранных за счет отмены льготного утилизационного сбора при ввозе россиянами для личных нужд автомобилей с мощным двигателем, ничего не произошло, и лоббисты напомнили властям о проблеме.
Объединение автопроизводителей России (ОАР), в которое входят «АвтоВАЗ», ГАЗ, «КамАЗ» и другие российские автозаводы, попросило Минпромторг повысить льготный утильсбор для физлиц на дорогие автомобили. Это поможет пресечь «серый» ввоз иномарок в страну, уверяют автопроизводители.
Они просят скорректировать постановление правительства о порядке исчисления утильсбора так, чтобы он рассчитывался исходя из мощности двигателя автомобиля, а не его объема, как это делается сейчас.
«Сложилась ситуация, когда одинаковой суммой утилизационного сбора облагаются автомобили кардинально разных ценовых категорий, если они имеют сравнительно небольшой объем двигателя», – цитирует письмо «Интерфакс». Авторы приводят в пример бюджетный седан Changan Alsvin с рекомендуемой розничной ценой 1,85 млн руб. и объемом двигателя 1,48 л (мощность 98 л.с.) облагается утильсбором в размере 677,4 тыс. руб. Такой же сбор взимается при ввозе BMW Х3 с рекомендуемой розничной ценой 8 млн руб. и объемом двигателя 1,99 л (мощность 255 л.с.) и последовательного гибрида Aito M9 с рекомендуемой розничной ценой 10 млн руб. и мощностью 496 л.с.
Расчет на основе объема двигателя теряет актуальность, так как широкое распространение, в том числе в китайских автомобилях, получили турбодвигатели, которые при незначительном объеме (в среднем 1,5 л) имеют более высокую мощность. Кроме того, растет количество гибридных автомобилей, конструкции которых предусматривает двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с небольшим объемом (порядка 1,5 л), объясняет ОАР.
Предусмотренные постановлением льготные ставки утильсбора для физлиц — 3,4 тыс. руб. на новый автомобиль и 5,2 тыс. руб. на иномарку старше трех лет – привели к резкому ввозу «серого» ввоза дорогих автомобилей якобы для личных нужд, – и бюджет теряет значительные суммы налогов, отмечают авторы письма.
По оценке ОАР, если в прошлом году доля физлиц в импорте автомобилей колебалась 1% до 50%, то в этом она достигла 50-70% и больше.
Данные аналитического агентства «Автостат» подтверждают изменение структуры импорта, хоть и не столь драматическое. В августе 46% из 29,3 тыс. автомобилей в возрасте до 3-х лет (их таможня считает новыми) были ввезены в страну физическими лицами, тогда как в августе 2024 г. физлица, по данным агентства, ввезли только 14% новых автомобилей. Правда, это не столько активизация ввоза через физлиц, сколько провал нормального импорта. В абсолютных цифрах ввоз автомобилей населением увеличился незначительно, отмечал исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: в прошлом августе граждане ввезли 13 тыс. новых иномарок, а в этом – 14 тыс. Общий объем импорта весной-летом обвалился по сравнению с прошлым годом примерно на 70% на фоне ужесточения правил ввоза и падения рынка, напоминает Удалов. Продажи автомобилей весной падали более, чем на 30% в годовом выражении, в августе падение, по данным «Автостата», замедлилось до 19%.
Импорт иномарок этим летом подскочил во многом из-за того, что чиновники предупредили о планах отменить льготный утильсбор на мощные автомобили, указывал эксперт. Глава Минпромторга Антон Алиханов в июне рассказал, что ведомство предлагает собрать деньги на поддержку отечественного автопрома за счет повышения утильсбора на автомобили мощностью от 160 л.с, ввозимые россиянами для собственных нужд. Сразу после этого заявления объемы ввоза иномарок заметно подскочили: по новым машинам с 17,8 тыс. в мае до 25,7 тыс. в июне, 28,3 тыс. в июле и 29,3 тыс. в августе, а по машинам с пробегом – с 37,1 тыс. до 39,6., 47,7 и 45,6 тыс., соответственно, сообщал «Автостат».
Прошло три месяца, но никакой новой информации об инициативах по корректировке утильсбора с тех пор не появлялось – и, возможно, обращение от российского автопрома появилось, чтобы вновь вернуть тему в фокус, предполагает автомобильный аналитик.
Правда, это вряд ли поможет российским автозаводам. В случае повышения утильсбора те 14 тыс. покупателей, что в месяц ввозят свежие иномарки по льготным ставкам, вряд ли придут в салоны за новыми автомобилями. Пока они пользуются возможностью ввезти автомобиль подешевле, а при отмене льготы или отложат покупку или пойдут на вторичный рынок за машинами постарше, делился мнением гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.