МОСКВА, 15 сен (Рейтер) - Компании из России и Китая в попытке уйти от банковских платежей и обойти западные санкции заключают бартерные сделки, которые сопровождаются закупками в национальных валютах для проведения взаимозачетов, но оценить масштаб таких сделок затруднительно, поскольку в публикуемой статистике они не выделяются.
«Сегодня к бартеру компании прибегают не от хорошей жизни – это помогает решить проблемы с расчетами. Компании вместе с бартером используют неттинг (взаимозачет)... бартер набирает обороты», - сказал Рейтер источник, работающий в торговой сфере.
Китайские контрагенты находятся под вторичным давлением со стороны западных стран и не могут напрямую вести финансовую деятельность с компаниями РФ, поэтому прибегают к бартеру, сказал директор департамента продаж платежного посредника А7 Владимир Лущинский.
Интерес к бартеру возродился у Китая с 2021 года, когда по инициативе Министерства торговли КНР бартер был запущен в качестве пилотного проекта в нескольких зонах свободной торговли, говорит источник в юридической сфере.
«В разных провинциях свои правила. В провинции Цзилинь получать спецразрешения для бартерных сделок не нужно... В провинциях Чжэцзян, Шаньдунь, зоне Циндао для бартера нужно привлечение специальной уполномоченной компании, зарегистрированной в данной зоне, чаще всего они государственные», - добавил он.
Китай разрабатывает единое законодательство по бартеру и как ожидается, оно будет принято в ближайшее время.
В России бартерные сделки регламентированы правилами, контролируемыми Минпромторгом и ФТС. Минэкономразвития в 2024 году выпустило инструкцию по проведению внешнеторговых бартерных сделок и работает над созданием международной бартерной биржи.
Рейтер удалось найти несколько примеров бартерных сделок между Россией и Китаем, заключенных в последние два года, когда российское сырье обменивалось на оборудование и товары из Китая.
«По сельскохозяйственной продукции, когда маржинальность очень низкая, китайцы действительно хотят бартер... Российские партнеры, кто занимается зерном, они используют бартер», - сказал Рейтер источник, занимающийся трансграничной торговлей.
В этих бартерных сделках в обмене на зерно может участвовать любой товар из Китая - кто на что договорится.
«Китайцы (у себя) выкупают товар за юани, русские получив от русского заказчика деньги за выкупленный китайцами товар, покупают зерно. Нет перечня товаров, одна из сделок была - китайцы выкупали автомобили», - сказал источник.
По его словам, схема бартерной сделки была такой: китайцы купили автомобили, произведенные в КНР, за юани по заказу покупателя из РФ, российский покупатель отдал рубли внутри России, на которые приобреталось зерно, и полученное зерно ушло в обмен на автомобили.
На зерно также менялись товары народного потребления из Китая, говорит источник.
Посетивший в августе форум в Казани предприниматель из КНР Сюй Синьцзин говорил, что его компания поставляет силовое оборудование и двигатели по бартеру в обмен на российские материалы для производства судов - сталь и алюминий.
Партии семян льна из России поставлялись в обмен на бытовую технику и стройматериалы из Китая, сообщала ФТС. При бартере также задействовался параллельный импорт, когда товары европейских производителей поставлялись в РФ из Китая в обмен на сырье.
Один из примеров связан с обменом сельхозсырья из РФ на биодизель (толлинг), другой - когда вместе с оборудованием из Китая во встречной поставке учитывались услуги - разница в цене добиралась услугами китайского поставщика: вводом в эксплуатацию оборудования и тестами на территории РФ.
Источник в банковских кругах сказал, что доля рубля в расчетах за экспорт и импорт РФ внутри российского периметра велика, поскольку они в конечном итоге имеют зеркальные расчеты в юанях на другой стороне. Неттинг и клиринг платежей российские банки запустили через сеть платежных агентов в 2024 году, что позволило существенно снизить комиссии и ускорить расчеты между странами.
Согласно данным ЦБР, рубль стал основной валютой во внешней торговле России: в июне 2025 года доля рублевых поступлений за экспорт РФ достигла 55,5%, за импорт - 53%.
ПОЧЕМУ ВОЗРОДИЛСЯ БАРТЕР?
Бартер помогает торговать без денежных переводов, в то время как финансовая логистика с Китаем подверглась двум тяжелым ударам: в 2022 году из-за массового отключения от SWIFT российских банков и в 2024 году, когда основные китайские банки под угрозой вторичных санкций практически остановили прямые расчеты с Россией.
«Проблема была в основном на китайской стороне, потому что китайские банки боятся попасть в санкционные списки, под вторичные санкции, поэтому они не принимали деньги из России», - сказал источник Рейтер на платежном рынке.
Прямые платежи проводятся через ВТБ и его шанхайский филиал, но для этого нужно, чтобы китайский поставщик открыл счет в этом банке.
В России также есть банки, которые не попали под санкции и могут напрямую переводить в китайские банки любые суммы за несанкционный товар.
Ряд импортеров РФ рассчитываются через платежных агентов, которые присутствуют в разных юрисдикциях и обеспечивают прохождение денег через Alipay и WeChat.
«Вначале многие работали через платежных агентов, но это дорого и рискованно, много мошенников... С прошлого года наблюдается тенденция постепенного отказа от использования платежных агентов», - сказал источник на платежном рынке.
Крупные компании уже создали структуры для расчетов и открытия нерезидентских счетов в разных иностранных банках.
Схемы неттинга потоков экспортеров и импортеров РФ еще популярны: экспортерам разрешено не возвращать всю валютную выручку в Россию, и им выгодно передавать валюту российским импортерам за рубежом, чтобы те рассчитались со своими зарубежными поставщиками, а рублями в РФ - с российскими экспортерами.
Один из платежных агентов не рекомендовал использовать схемы неттинга платежей, хотя расчеты идут быстрее.
«Трудно найти экспортеров, готовых делиться валютной выручкой, они связаны контрактом... Китайский поставщик одежды может не захотеть получать деньги за нефть или из другой отрасли. Проверяющие органы обращают внимание на такие схемы, и риски перевешивают выгоду», - сказал он.
Компании РФ также используют криптовалюты в расчетах, кто-то перевозит наличные иди диверсифицирует счета по разным банкам, говорил вице-президент по операционной деятельности и IT ФГ БКС Сергей Путятинский.
«Бизнес параллельно применяет 10–15 различных способов расчетов», - сказал он.
Кроме Китая, Россия проводила бартерные сделки с Ираном и Пакистаном.
«У нас нет данных о бартерных сделках с Индией, и я очень сомневаюсь в их существовании. В Индию основу экспорта составляют энергоносители и частично продукция ВПК, соответственно, таким российским поставщикам бартерные сделки ни к чему. Товарооборот с Пакистаном слишком мал, чтобы мы могли говорить о серьёзных сделках», - сказал Рейтер глава Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.
«На практике бартер применяется главным образом в нишевых ситуациях — например, при расчетах с партнерами в странах с неконвертируемыми валютами или в отдельных проектах на африканских рынках», - сказала Ирина Заседатель, вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров.
ПОЧЕМУ БАРТЕР НЕ СТАЛ МАССОВЫМ?
Чистых бартерных сделок в торговле с Китаем мало: сложно найти предприятия, у которых совпадает взаимная заинтересованность в прямом обмене товарами, говорят эксперты.
«Если говорить о количестве внешнеторговых бартерных сделок, поставленных на учет таможенными органами, то оно незначительное в сравнении с общим объемом внешнеторговых контрактов. Можно отметить, что бартер осуществляется с разными странами и предусматривает широкую номенклатуру товаров», - сообщила пресс-служба ФТС в ответ на запрос Рейтер.
Однако бартерные сделки могут проходить мимо таможенной статистики, когда товар доставляется карго, говорит один из источников. В перевозках карго значимая доля приходится на товары народного потребления.
Внешняя торговля России в 2024-2025 годах показывала небольшие изменения объемов: экспорт - около $430-434 миллиардов, импорт - $280-283 миллиарда, и бартерные сделки составляют лишь малую долю товарооборота, сказал аналитик Финама Александр Потавин.
«Прямых, официальных и агрегированных оценок общего объема бартерной торговли России за 2024-2025 годы не существует. Бартер является непрозрачной операцией. Количество и объем подобных сделок с другими товарами (удобрениями, металлами, нефтепродуктами и так далее) являются коммерческой тайной участников и не подлежат широкой огласке», - сказал Рейтер секретарь генсовета РАСПП Максим Спасский.
Бартер учитывается в общей статистике в денежном эквиваленте, и судить об объемах можно только из косвенных данных.
«Значительные и устойчивые расхождения между данными ФТС о товарообороте и данными Банка России о поступлениях/платежах по внешнеторговым контрактам могут указывать на использование неденежных форм расчетов, включая бартер. Рост таких расхождений в последний период является косвенным сигналом», - сказал Спасский.
Аналитики указывали, что расхождение в данных ФТС и ЦБР по импорту за январь-июнь 2025 года достигало $7 миллиардов.
По словам Потавина, относить разницу между импортом по данным ФТС и платежам ЦБР исключительно на бартер не совсем корректно, поскольку она может быть связана с разным учетом операций, отличием методологий, валютных курсов и задержками платежей.
«О количестве сделок можно говорить лишь оценочно, но я думаю, их число оценивается десятками, если не единицами. Причины две, и они очень просты: а) бартерные сделки очень сложны и б) на фоне проблем с платежами на рынке быстро появились предложения в проведении платежей по агентской схеме», - сказал Манкевич.
При бартере одна сторона всегда в дефиците, невозможно подобрать полностью сопоставимый товар, поэтому приходится договариваться о стоимости разницы, способе платежа. При бартерной сделке возрастает количество документов для предоставления в ФТС, и их будет еще больше, если имели место валютные операции, которые сбалансировали сделку.
«Бартер работает, но очень ограниченно, только если других способов оплаты нет, и для (китайского) продавца это должна быть очень выгодная сделка. Мне проще покупателю в других странах денежку перевести, а не искать аленький цветочек», - сказал Рейтер источник в одной из крупных российских компаний.
«Если (китайские) продавцы оборудования (скажут) - мы вам продаем, от вас денег получить не можем - давайте нам нефтью, тогда имеет смысл, наверное, только если премия к цене. Дорого для России, но деваться некуда», - добавил он.
При налаживании расчетных схем с Китаем интерес к бартеру снижается, говорят и другие эксперты.
«Денежные расчёты, даже при действующем санкционном давлении, через агентов или иные каналы оказываются более гибким и удобным механизмом», - сказала Заседатель.
«Сейчас платежный рынок вполне себе цивилизован. Например, после снижения банком ВТБ Шанхай комиссий за переводы в Китай агенты тоже снизили процент комиссии. Сейчас этот рынок относительно сложился, и в бартерных сделках, с учетом их сложности, просто нет нужды», - говорит Манкевич.
Перспективы у бартера есть, если использовать его «продвинутый вариант» с многосторонним неттингом платежей.
«Или если у компании простаивают производственные мощности, накопились лишние ресурсы, которые только занимают место на складе, их можно использовать при бартерной сделке, и при этом получить нужный товар», - сказал Манкевич.
«Рост бартера - это симптом дедолларизации, санкционного давления и проблем с ликвидностью у партнеров. Его объемы, скорее всего, будут расти», - считает Спасский.
По мнению Заседатель, перспективы бартера остаются ограниченными, он может выполнять лишь нишевую функцию.
«Бартер в России за последние три года применяется как инструмент минимизации валютных рисков и для обхода санкционных ограничений, но мы пока не имеем данных, говорящих о том, что бартер имеет массовый характер», - сказал Потавин.