Еврокомиссия готовит план по использованию российских резервов для выдачи Украине «репарационного кредита». До сих пор в ЕС не решались трогать основные средства Банка России, замороженные после начала войны. Но ее окончания не видно, собственных средств у стран ЕС для поддержки Украины не хватает, и страны блока стали активнее искать инновационные способы привлечения денег.
План ЕК направлен на то, чтобы использовать российские активы, официально их не конфискуя. Как рассказали Financial Times пять чиновников, знакомых с ходом подготовки, первый вариант предусматривает работу с денежными остатками резервов, которые находятся в бельгийском депозитарии Euroclear. Резервы традиционно вкладываются в гособлигации, но из совокупной суммы в 194 млрд евро бонды примерно на 170 млрд евро уже погашены, так как закончился срок их обращения, пояснили два источника FT.
Эти денежные средства и будут использованы в качестве обеспечения для бескупонных общеевропейских облигаций, которые выпустит ЕС. Привлеченные средства ЕС переведет Украине несколькими траншами. Как заявила, выступая в Европарламенте на прошлой неделе председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен, этот «репарационный кредит» нужно будет погасить, только если Россия компенсирует Украине нанесенный ей ущерб.
Второй вариант, который предлагался ранее, – перевести активы в структуру специального назначения, которая могла бы инвестировать их в более доходные инструменты. Сейчас Euroclear вкладывает их только в низкодоходные, безрисковые облигации через Банк Бельгии. Будущими доходами от активов обеспечен кредит на 45 млрд евро, который договорились выдать Киеву страны «большой семерки».
Свою долю этого кредита ЕС перечислит полностью уже в этом году. Но Украине необходимы дополнительные средства.
Ключевые элементы схемы еще обсуждаются. Например, при использовании облигаций ЕС входящим в союз странам потребуется их гарантировать. «Риск придется нести коллективно», – заявила фон дер Ляйен. Именно этого просит Бельгия. Ее правительство готово рассматривать варианты, если ЕС разделит с ним риски, как юридические, так и финансовые, сказал на прошлой неделе министр иностранных дел страны Максим Прево.
Гюнтер Зауттер, дипломатический советник Мерца, заявил на конференции в Киеве: обсуждение того, что делать с замороженными активами, «идет слишком медленно… но оно движется в определенном направлении»: сначала был использован доход от резервов, «а теперь на столе лежит предложение о том, как их можно использовать, еще активнее сыграв на опережение... и это может ускорить процесс».
По словам Зауттера, эта дискуссия хороша сама по себе, «потому что она создает неопределенность для российской стороны».