К сожалению, первые результаты не обнадеживают. Из примерно 20 беспилотников, которые насчитали в штабе ПВО Польши, один даже долетел даже до Варшавы, истребителям F-16 удалось сбить два или три — процент перехвата не слишком впечатляющим.
Оказались неготовы
На помощь полякам весьма оперативно пришли их ближайшие соседи и союзники по НАТО: к охоте за беспилотниками присоединились истребители из Дании, самолет дальнего радиолокационного обнаружения ВВС Швеции, голландские самолеты заправщики и даже венгерские истребители SAAB Grippen. Были задействованы также радарные системы ПВО соседних стран НАТО.
Проблемы ПВО Польши и граничащих с ней стран Европы не должны удивлять: у них, в отличие от Украины или Израиля, нет практического опыта отражения массовых налетов ударных беспилотников и крылатых ракет. Основная проблема интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны стран Западной Европы заключается в том, что она по-прежнему во многом рассчитана на борьбу с самолетами и крылатыми ракетами. Многие из этих систем совершенно не подходят для борьбы с беспилотниками, а тактика их применения в таких случаях отработанa лишь частично.
Это нестрашно. Скорее всего, со временем европейцы наберутся опыта и смогут перехватывать вражеские беспилотники гораздо более эффективно.
Бумажная защита
Гораздо большей проблемой выглядят результаты проверки для руководства НАТО и входящих в нее государств. В штабе альянса немедленно начались экстренные заседания, генсек НАТО Марк Рютте выступил довольно жестким заявлением, и многие страны НАТО пообещали оказать практическую помощь Польше в борьбе с подобными атаками в будущем.
Премьер-министр Польши Дональд Туск формально запросил консультации с другими членами блока НАТО в соответствии с четвертой статьей устава этой организации. Это вполне логичный и нормальный шаг в такой ситуации, и на этих консультациях должны быть выработаны конкретные шаги, которые необходимо сделать в создавшийся ситуации.
Когда речь идет о механизме защиты стран-членов НАТО, гораздо чаще вспоминают знаменитую пятую статью устава НАТО. Она говорит о приходе всех стран членов блока на помощь одному из государств НАТО, если оно подверглось агрессии или нападению извне. Однако требование любого члена НАТО задействовать пятую статью устава не означает автоматического объявления войны или присоединения других стран блока к военным действиям — это остается суверенным решением каждого члена НАТО.
За всю историю блока с момента его создания в 1949 г. пятая статья была задействована лишь однажды: все страны НАТО решили прийти на помощь США после нападения террористов из «аль-Каиды» на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Исполнение обязательств членов НАТО по пятой статье устава тогда не вызвало особых возражений, как ввиду бесспорных обстоятельств нападения на Америку, так и сравнительно ограниченных рисков прихода на помощь американским союзникам, как это представлялось лидерам европейских стран и Канады (тоже важного члена НАТО). Кстати, тогда на помощь США в войне против «аль-Каиды» и режима талибов в Афганистане пришли и страны, которые не были членами НАТО (Австралия, Новая Зеландия, Грузия и Украина) — это, опять же, было суверенное решение каждой из них.
Так что реальная помощь в НАТО зависит в первую очередь от решимости и твердости лидеров и правительств конкретных стран альянса.
И четвертая статья устава НАТО здесь, как ни странно, может оказаться полезной. «Провести консультации» — звучит как что-то бюрократическое, но возможность оказать реальную помощь жертвe агрессии очень сильно зависит от заранее сделанных практических шагов стран — членов НАТО. Например, в 2014 году после появления «вежливых людей» в Крыму Польша запросила такие консультации. В 2016 году последовало решение саммита НАТО, по которому в Латвии, Литве и Эстонии впервые после их вступления в НАТО появились постоянные контингенты из других стран блока и стали проводиться регулярные учения, для чего в страны Балтии и в Польшу, а также в Чехию, Болгарию и Румынию прибывают подразделения многих стран альянса.
На территории Польши уже более 10 тыс. солдат армии США, и строятся новые военные базы для американских подразделений. Приняты решения о передислокации в Польшу части американских войск с давно существующих баз в Германии. На авиабазе в литовском Шяуляе уже много лет постоянно базируются истребители различных стран североатлантического альянса.
Реальная защита
В отличие от бумажных параграфов устава НАТО, именно присутствие солдат и офицеров из стран Западной Европы и США становится серьезным препятствием для агрессивных действий со стороны России. Военнослужащих НАТО в странах Балтии и восточной Европы не так много — но тут главное то, что это, по идее, должно заставить правительства тех стран, которые отправили своих солдат на передовые позиции, оказать действенную и быструю поддержку именно им.
Конечно, нельзя полагаться только на помощь партнеров по блоку. Основа сдерживания агрессора — готовность и способность самих стран Восточной Европы защищать свою территорию. И Польша и страны Балтии уже сделали выводы из войны в Украине – с 2022 года там усиленно внедряют большое количество переносного противотанкового оружия (различных ПТРК), а также ударных и разведывательных беспилотников, включая многочисленные ударные дроны и квадрокоптеры. Насыщение приграничных районов стран Балтии и Польши (а именно они находятся на переднем крае любой возможной в ближайшие годы агрессии) большим количеством дронов и современного противотанкового оружия с высокой вероятностью может пресечь попытку российского блицкрига, если в Москве решились бы на такую авантюру.
Кроме того, страны НАТО обязаны в срочном порядке модернизировать свою систему противовоздушной обороны и адаптировать ее к реалиям второй четверти XX века. Да, некоторые страны Европы вкладывают сейчас немалые средства в приобретение новых истребителей и систем ПВО, которые будут очень полезны в борьбе с самолетами противника, а также с баллистическими и крылатыми ракетами. Например, Польша приобретает новые комплексы ПВО Patriot PACC-4 (способные использовать израильские ракеты Stunner), a Германия решила закупить целых три батареи израильского стратегического комплекса ПРО «Хец-3» за 3,5 млрд евро. Все это, безусловно, полезно и необходимо, но не дает адекватного ответа на проблему небольших и малозаметных ударных беспилотников, которые уже три года интенсивно используются как Украиной, так и Россией. Для решения этой проблемы нужно создавать новый слой противовоздушной обороны, приспособлены именно для борьбы с различными видами БПЛА.
Вывод из вышесказанного: настоящей гарантией безопасности для Украины будет являться отнюдь не членство в НАТО (которое в любом случае остается несбыточной мечтой, пока против него выступают не только Венгрия и Словакия, но и президент США), а практические возможности украинских вооруженных сил и решимость настоящих союзников Украины помогать ей в защите от любой агрессии.
(Не)реальный ответ
Если же вернуться к конкретной проблеме российских беспилотников над восточной Европой, руководство НАТО или некоторых стран альянса могло бы использовать этот кризисный момент, чтобы дать асимметричный ответ на российские провокации. Например, они могут принять решение начать активные перехваты российских ударных беспилотников и крылатых ракет над территорией Украины. Это одновременно помогло бы Украине и позволило бы начать перехват угрожающих Европе целей уже на дальних рубежах, к востоку от границ Польши и стран Балтии, а также Болгарии, Румынии и Чехии.
В Москве бы наверняка возмутились после таких действий союзников Украины из НАТО, но у тех есть замечательный предлог для подобных действий: они всего лишь пытаются улучшить ситуацию с безопасностью в свете событий прошедшей недели. С точки зрения стран Европы, любой беспилотник или крылатая ракета, летящие на запад над территорей Украины, угрожают территориям этих стран, что дает легитимацию для активных действий по ликвидации этих целей над территорией Украины. Для этого формально требуется только согласие властей этой страны, как суверенного государства.
Такой подход европейских лидеров наверняка заставил бы Путина и руководителей российского генштаба задуматься, стоит ли продолжать провокации.
Но надо смотреть правде в лицо: кардинальные решения в НАТО могут быть приняты только при активной лидерской позиции американского президента. Сама по себе Западная Европа затрудняется как принимать подобные решения, так и обеспечивать их практическое выполнение. Стоит только вспомнить инициативу НАТО по защите мирного населения в Боснии в 1995–1996 годах и в Косово в 1999 году: когда дошло до практического применения военной силы, быстро выяснилось, что большинство европейских стран неспособны выполнять многие базовые военные задачи, от высокоточных бомбардировок в ночное время и ведения стратегической и тактической разведки до обеспечение логистики. Этот факт вызывает немало пессимизма по поводу способности европейских стран НАТО самостоятельно дать адекватный ответ воинственному тандему Путин – Лукашенко.
Продолжение следует
Представители властей и военного командования России и Беларуси откровенно издеваются, отвечая на обвинения западных представителей по поводу появление большого количества беспилотников на востоке Польши. Видно, что реакция европейцев не производит на Москву и Минск большого впечатления. Путин и его советники явно воодушевлены: президент Трамп c самого начала не хочет идти на конфронтацию с Россией, и даже наоборот — он хочет как можно быстрее добиться начало процесса нормализации отношений между США и РФ. По мнению Путина, это дает российскому руководству пространство для маневра, позволяя развивать наступления на востоке Украины, одновременно запугивая европейских друзей Киева.
Как бы в подтверждение вышесказанного, в субботу очередной российский беспилотник залетел на территорию Румынии, и летал над ней около 50 минут. В воздух были подняты истребители F-16 румынских ВВС, но этот беспилотник так и не удалось сбить, и он улетел из воздушного пространства Румынии в восточном направлении. Не исключено, что речь шла о разведывательном беспилотнике большой дальности, который занимался как сбором разведданных, так и прощупыванием систем ПВО на юго-восточном фланге блока НАТО.
В ближайшие дни следует ожидать дальнейших провокаций подобного рода, которые не прекратятся, пока страны Запада не смогут придумать адекватные ответ на эти действия.