Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Китай начал тестировать регулярные поставки в Европу по Северному морскому пути

Порт на Северном морском пути
Порт на Северном морском пути icebreakers.tass.ru

Китай отправляет контейнеровоз в Европу по Северному морскому пути (СМП) в рамках плана, предусматривающего не разовые, а регулярные рейсы. Быстрое таяние льдов в Арктике уже давно привлекает внимание к возможностям сократить время транспортировки грузов из Азии в Европу почти вдвое. Но по сравнению с традиционными маршрутами перевозки по СМП еще долго будут оставаться микроскопическими и могут оказаться эффективными в редких случаях – например, для доставки новогодней продукции.

20 сентября из крупнейшего в мире китайского порта Нинбо-Чжоушань в британский Феликстоу отправится контейнеровоз Istanbul Bridge, сообщает Politico. В Арктике его будут сопровождать ледоколы. Цель – организовать не разовый рейс, что уже делалось неоднократно, а регулярное сообщение. В прошлом суда совершали рейсы «из точки в точку», например, из одного китайского порта в Гамбург или Санкт-Петербург, пояснил Малте Хамперт, основатель и старший научный сотрудник Арктического института в Вашингтоне: «Это плавание отличается. Они пытаются зайти в четыре порта в Китае, пройти через Арктику, потом – в Великобританию, Роттердам, Гамбург и Гданьск. Это очень похоже на традиционный морской [торговый] маршрут».

По словам Хамперта, Арктика стала «первым крупным регионом на земном шаре, где изменение климата быстро и активно меняет геополитическую динамику» – из-за доступа к природным ресурсам, морским путям и самому региону в целом. Путь из Азии в Европу по СМП на 40% короче и «в нем гораздо меньше геополитической неопределенности», чем, например, через Красное море и Суэцкий канал, «так что потенциально он может стать альтернативным торговым маршрутом», говорит Хамперт: «Вопрос в том, действительно ли это происходит? И как быстро будет развиваться?»

По традиционным торговым маршрутам контейнеровозы обычно ходят по установленному расписанию между конкретными портами, независимо от того, загружены суда полностью или нет. Китайский эксперимент, начинающийся с Istanbul Bridge, пытается организовать как раз такой маршрут, пишет Politico: это не столько разовая акция, сколько репетиция налаживания регулярного товарооборота.

Но его масштабы еще долго останутся мизерными, считают эксперты. В 2024 году по СМП перевезли в общей сложности 38 млн тонн грузов, из них международных – около 3 млн тонн, пояснил в интервью «Интерфаксу» ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Павел Гудев: «Что касается транспортировки через Суэцкий канал, цифры известны – больше 1 млрд тонн транзитных грузов».

Таким образом, международный трафик по СМП составил 0,3% от поставок по Суэцкому каналу.

Поставки, которые сейчас пытаются организовать по СМП, составят, «может быть, 1% от торговли между Дальним Востоком и Северной Европой», говорит Питер Сэнд, главный аналитик консалтинговой фирмы Xeneta, специализирующейся на морских перевозках. «Поставки через Арктику имеют смысл только тогда, когда спрос высок и важно сэкономить время. Никто не живет в Заполярье. Единственный способ конкурировать – это когда дополнительный объем и более короткое время транзита перевешивают более высокие ставки фрахта».

Выиграть можно, например, на поставках товаров к Рождеству и Новому году, которые традиционно отправляются из Китая в Европу в конце сентября, рассуждает Хамперт. Обычно рейс занимает 40-50 дней, то есть грузы прибывают в Роттердам или Гамбург в начале-середине ноября, и в портах образуются пробки: крупные контейнеровозы могут ждать разгрузки неделю-две. «Если же отправить товар через Арктику, он прибудет на 3-4 недели раньше, когда порты пусты», – говорит Хамперт.

Гудев, по его словам, «не очень видит» большой международный транзитный потенциал СМП. «Думаю, что это дело не краткосрочной, а может быть среднесрочной, и даже долгосрочной перспектив», – сказал он. На вопрос о том, есть ли у СМП шанс стать международной артерией, Гудев ответил:

Я считаю, что пока нет. Может быть, нам очень полегчает, когда Арктика растает...

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку