Россиянам запретят вывозить из страны более 100 граммов золота в слитках, сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев. По его словам, проект такого указа «в высокой степени готовности», и запрет может начать действовать уже в этом году.
Моисеев объяснял необходимость запрета борьбой с отмыванием денег и оттоком капитала. «Золото стало обслуживать потоки, которые раньше обслуживались наличной валютой. Это отмывание, это, я извиняюсь, наркотрафик и все остальное», – говорил он. И «мы видим, что отток капитала в том числе идет через золото», добавлял замминистра.
Эта мера вызвала среди чиновников острые споры, даже Минфин несколько раз менял позицию. Россияне начали массово вывозить золото после введения санкций: на него не распространялись валютные ограничения, рассказывал глава комитета по драгметаллам Торгово-промышленной палаты, гендиректор «Красцветмета» Михаил Дягилев. В середине 2023 г. он оценивал такой «теневой экспорт» в 20-25 тонн.
Масштабы таких операций резко выросли после введения в октябре 2023 г. экспортной пошлины для компаний, привязанной к курсу рубля. Минфин хотел с помощью ограничений закрыть эту лазейку для уклонения от пошлины. Моисеев, ссылаясь на данные ФТС, говорил о резком росте вывоза: «Я цифры не могу называть, но он кратный. Просто люди повезли в карманах. <…> Распихали по карманам и поехали».
Затем курс рубля стабилизировался, пошлину отменили, для золота ее заменили «нашлепкой» к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), острота проблемы спала. Поэтому Минфин изменил позицию, объяснял Моисеев, призывая не ограничивать вывоз, а усилить контроль за ним. Если люди будут продолжать вывозить золото неправдоподобно большими объемами, то, «видимо, у них есть какие-то другие причины, например вывод капитала или оплата чего-то совсем уж нелегального», рассуждал он. Его опасения оправдались, говорил Моисеев на ПМЭФ в этом году: из-за лимита на вывоз наличной валюты в $10 тыс. отток капитала стал идти в золоте. Поэтому Минфин предложил ввести аналогичное ограничение: $10 тыс.
Это чуть меньше стоимости 100-граммового слитка. В сентябре учетная цена золота Центробанка колеблется в районе 9-10 тыс. руб. за грамм, или около миллиона рублей за слиток. Доллар в это время стоил 83-85 руб.
Летом к лоббированию ограничения подключился Росфинмониторинг. Его руководитель Юрий Чиханчин докладывал об этой идее Владимиру Путину. «Выгодно купить здесь [золото] за рубли, вывезти, продать за валюту и опять отконвертировать. Вот на этом игра идет. Цена золота очень высокая сегодня, и разница как раз дает [прибыль]. Очень хорошая маржа», – описывал Чиханчин одну из целей вывоза слитков за границу.
Есть и другие, например, оплата импорта. Об этом беспокоится Центробанк, который оставался единственным противником ограничений на вывоз золота. Это может усложнить трансграничные расчеты, предупреждал зампред ЦБ Алексей Гузнов: «Можем получить эффект, который непрогнозируем. Чем является сейчас золото, которое вывозится с точки зрения практики? Способ[ом] расчетов. Нам нужно поддерживать расчеты, которые позволяют в том числе критический импорт завозить в страну?».
Другие ведомства об этом знают. «Я так понимаю, что увеличилось существенным образом использование в расчетах и золотых слитков – где-то в два с лишним раза», – спрашивал Чиханчина Путин. Сейчас «немножечко приупало», отвечал глава Росфинмониторинга, но активно идет.