Российские власти всерьез взялись за борьбу с контрабандой, чтобы наполнить военный бюджет, дефицит которого в этом и следующем году составит почти 10 трлн рублей. В этом у них появился мощный союзник – Китай, на долю которого теперь приходится примерно 40% поставляемых в Россию товаров.
С 1 октября он ввел новые правила оформления импорта. Китайские экспортные агенты теперь обязаны указывать фактического продавца товара, сумму и номер счета-фактуры о его приобретении, рассказали сотрудники российских транспортных и внешнеторговых компаний. Тот, кто не укажет эти данные, сам будет считаться продавцом, и китайские власти с него будут требовать уплатить НДС с полной суммы экспорта.
Таким образом Китай делает нерентабельными так называемые схемы карго – когда закупка товара оплачивается переводами на личные карты китайских граждан, через Alipay, криптовалюту или WeChat, и экспортируется в Россию фактически контрабандой – под видом другой продукции или вообще без оформления. Проверки же на таможне – выборочные, и некоторые посредники готовы «почти что на 100% гарантировать», что ваш контейнер вскрывать на границе не будут, рассказывает руководитель российской логистической компании. Китай карго не запрещает, но делают схему невыгодной, заключают участники рынка.
Россия со своей стороны борется с серым импортом – как законодательными инициативами, так и «физическими» ужесточениями, продолжает руководитель логистической компании. Со следующего года будет снижен максимальный размер выручки для компаний, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН) с 60 до 10 млн рублей, введены специальный налог на импортные товары для компаний на УСН и новая система контроля за импортом товаров. Правительство для борьбы с серым импортом также намерено запустить систему подтверждения ожидания при импорте и обязанность уплаты обеспечительного платежа перед ввозом – так называемого «авансового НДС», следует из материалов к проекту федерального бюджета.
Ввоз товаров в страну станет возможным только при наличии документа о предстоящей проверке – и проверять этот документ будут мобильные группы таможенных органов. Основная цель создаваемой системы – выявить товары, который оформляются как транзитные, но фактически остаются в России без уплаты НДС, указано в пояснительной записке к инициативам.
Участники рынка считают тщательные проверки машин и поездов, въезжающих из Казахстана, частью этой кампании. «Кажется, что заторы на казахской границе, из-за которой фуры из Китая неделями ждут прохождения российской границы, – это тоже часть борьбы с карго., – рассуждает руководитель российской логистической компании. – С российской стороны стали чаще и тщательнее проверять контейнеры с импортом. Таможенники уже отчитались о найденной партии боевых дронов [в фурах из Китая], а о незадекларированной одежде, обуви или медизделиях никто не отчитывается, а по нашим данным, во время проверок такого нашлось немало». О том, что причиной заторов на границе стали усиленные проверки и требование полного пакета документов на грузы, особенно на те, что раньше проходили по упрощенной схеме, говорит менеджер еще одной транспортной компании. Через Казахстан из Китая в Россию проходит основной объем серого импорта, говорит он: «Жаль только, что меры затронули всех перевозчиков – и тех, кто работает вбелую».
Негативный эффект будет еще и в том, что на маркетплейсах подорожают самые дешевые товары – гаджеты и аксессуары к ним вроде проводов и зарядок, одежда и обувь – то, что продавалось по низким ценам за счет бюджетной карго-доставки из Китая, рассуждает один из логистов. Но плюсом будет то, что станет легче бороться с поставщиками подделок, например, в медицинских изделиях, которыми заполнены все маркетплейсы, подчеркивает импортер такой продукции: «А то мы уже устали пытаться снять вал этих подделок с продажи».
В полный успех этой борьбы участники рынка не верят. Самые злостные контрабандисты, которые торгуют за «чемоданы с наличными» и везут товар вообще без таможенного оформления, так и продолжат работать – просто возникнут другие схемы ввоза, рассуждает один из экспедиторов.