Евросоюз хочет поддержать австрийский Raiffeisen Bank International (RBI), который потерял в России почти 2 млрд евро из-за спора с Олегом Дерипаской. Власти ЕС планируют снять санкции с европейских активов, связанных с Дерипаской, и передать их австрийскому банку.
Положение о размораживании акций примерно на 2 млрд евро австрийской строительной компании Strabag, принадлежавших Дерипаске, включены в последний проект предложения ЕС по санкциям против России, сообщили Financial Times семь европейских чиновников, знакомых с этим вопросом. Правда, по словам пяти из них, на пятничной встрече послов стран ЕС представители нескольких государств намерены выступить против этого плана, изначально предложенного Австрией. Они опасаются, что его реализация побудить российских бизнесменов искать пути обхода санкций, а российские суды – активнее изымать активы у остающихся в стране западных компаний.
RBI не может вывести из России прибыль, которую зарабатывает российское подразделение. В декабре 2023 года руководство банка обнародовало схему, которая в общих чертах такова: «Райффайзен» в России купил бы пакет в 28% акций Strabag у компании «Распериа трейдинг», принадлежавшей тогда Дерипаске, и передал бы их головному банку в качестве дивидендов. Но сделка сорвалась из-за давления США, где против Дерипаски тоже действуют санкции. «Распериа» (которую Дерипаска к тому моменту продал), потребовала компенсацию через суд, по решению которого «Райффайзену» пришлось заплатить около 2 млрд евро.
Суд также постановил, что акции Strabag должны быть переданы Raiffeisen. Но в ЕС они заморожены из-за санкций, что делает их передачу невозможной, отмечал банк в январе.
«Это может создать удобный прецедент для российских организаций, которые попытаются обходным путем вернуть свои замороженные средства через конфискацию активов дочерних предприятий компаний ЕС, все еще работающих в России», – сказал один из дипломатов.
Это «послужит платой за риск», на который пошел Raiffeisen, решив продолжать работать в России, опасается другой.
Сторонники предложенной меры утверждают, что она позволит не допустить получения компанией, находящейся под санкциями ЕС, денежных средств дважды — по решению суда и после разморозки активов.