МОСКВА, 9 окт (Рейтер) - Российское Минэнерго предложило ограничить выплату дивидендов энергокомпаниями, если их годовые капзатраты превышают прибыль, чтобы найти источник инвестиций на предстоящее масштабное обновление инфраструктуры, следует из новой версии законопроекта, предложенного ведомством.
Новый текст законопроекта «О содействии инфраструктурному развитию и повышению эффективности управления в сфере электроэнергетики и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» опубликовал специализированный телеграм-канал Переток. Источник в отрасли и источник, знакомый с ходом разработки законопроекта, подтвердили Рейтер его содержание.
Помимо создания уполномоченного банка в энергетике и спецкомпании-заказчика энергостроек Росэнергопроект чиновники предложили внести поправки в закон об Акционерных обществах для субъектов электроэнергетики, к которым можно отнести все энергокомпании РФ, занимающиеся производством, передачей и сбытом электроэнергии.
Для таких компаний предложено при принятии решений об источнике выплаты дивидендов отдавать предпочтение тратам на инвестиции в случае, если капвложения включены в инвестпрограмму, а годовые капзатраты превышают или равны прибыли на момент обсуждения дивидендных выплат.
Рейтер направил запрос Минэнерго.
Знакомый с разработкой проекта источник сказал Рейтер, что такое предложение действительно включено в законопроект и обсуждается на рабочих группах с участием представителей органов власти и компаний.
«(В России) масштабные планы по строительству генерации, и разумно направить часть дивидендов на новые стройки», - объяснил он это предложение.
Чиновники, регуляторы и энергетики в условиях высоких ставок кредита, сужения доступности средств и ограничения доступа к оборудованию обсуждают новые механизмы привлечения инвестиций для оплаты энергостроек до 2042 года, которые необходимы для обновления энергосистемы и ликвидации возможных дефицитов с учётом роста спроса.
РФ планирует к этому сроку построить почти 90 гигаватт новых мощностей, что будет стоить вместе с сетями около 40 триллионов рублей и может увеличить цены на электроэнергию вдвое.
Россия в 2008 году завершила реформу монополии РАО ЕЭС, разделив ее по видам бизнеса и продав в частные руки большую часть тепловых генерирующих компаний, и привлекла деньги на первую волну инвестиций в обновление стареющей энергосистемы. Диспетчеризация и электросети остались за государством, хотя акции большинства сетевых компаний размещены на бирже, а многие из распредсетевых акционерных обществ имеют крупный free-float и платят дивиденды.
К настоящему времени большинство генерации так или иначе попало под крыло государства, контролирующего гидрогенерирующую Русгидро, косвенно - энергохолдинг ИнтерРАО и Газпромэнергохолдинг, который владеет Мосэнерго, ОГК-2 и ТГК-1.
Российские энергокомпании Фортум и Unipro, принадлежащие финскому Fortum и немецкой Uniper, которые покинули РФ на фоне западных санкций, Москва забрала во временное управление, а третий иностранный инвестор - итальянский концерн Enel - успел продать свою компанию Лукойлу, сейчас она называется ЭЛ5-Энерго.
ЭЛ5-Энерго в 2023 году сообщала, что не вернется к выплате дивидендов, пока не сократит долговую нагрузку до оптимального уровня, Unipro не платит дивиденды с 2021 года.
Де-факто крупнейшие инвесторы в отрасли - электросетевые ФСК и Россети, Русгидро, компании группы ГЭХ - практически не платят дивиденды, сказал аналитик, попросивший об анонимности из-за чувствительности темы. ИнтерРАО направляет на выплаты 25% прибыли, дивиденды возвращают некоторые сбытовые и крупные сетевые компании, входящие в Россети.
«Любые ограничения по дивидендным выплатам негативны для акционерной стоимости публичных компаний и для миноритарных акционеров в них», - сказал аналитик. (Анастасия Лырчикова)