Российские суды за первые 9 месяцев 2025 года рассмотрели 55 уголовных дел по статьям о диверсиях. Это на 37,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, подсчитали The Moscow Times, изучив картотеку судебных дел.
Показатели этого года — рекордные. В январе–сентябре 2024 года суды рассмотрели 40 дел о диверсиях. Количество дел начало расти с 2022 года, однако поначалу приговоров было не так много. В 2022 году был всего один осужденный, в 2023 году — девять. По итогам 2024 года в целом российские суды вынесли 69 приговоров.
В среднем срок рассмотрения каждого дела о диверсии составил 146 дней. Самый быстрый приговор вынесли всего за 13 дней, самый долгий процесс тянулся 708 дней. В 78% случаев (43 из 55 дел) фигурировало больше одной статьи УК РФ, в том числе госизмена (ст. 275), организация деятельности террористической организации (ст. 205.5).
Кроме того, несколько приговоров было вынесено по новым статьям УК РФ, которые были введены после начала полномасштабного российского вторжения в Украину: «Содействие диверсионной деятельности» (ст. 281.1) — четыре приговора; «Прохождение обучения в целях диверсии» (ст. 281.2) — пять приговоров; «Организация диверсионного сообщества и участие в нем» (ст. 281.3) — один приговор. Во всех случаях дела рассматривались по совокупности статей, в том числе по «базовой» ст. 281 УК РФ.
В абсолютном большинстве — 51 случае из 55 — подсудимых приговорили к различным тюремным срокам. Однако изучить вердикты тщательнее нельзя: более чем в половине дел нет не только подробностей обвинения, но даже имен подсудимых. Одно дело было возвращено прокурору или руководителю следственного дела. Еще в одном случае обвиняемому назначили принудительные меры медицинского характера — это то самое дело, которое рассмотрели всего за 13 дней.
Еще по двум делам приговоры «вступили в силу», следует из карточек дел. Речь идет о приговорах Егору Мельникову и Михаилу Сидорову из Долгопрудного Московской области. Их задержали в январе 2024 года, когда обоим было по 17 лет. Как выяснилось, приятели за деньги согласились поджечь релейный шкаф у платформы «Новодачная» в Подмосковье. Таким образом они выполняли задание от анонимного пользователя телеграмм с ником «Новгородский пират», сообщала «Медиазона», ознакомившись с материалами дела.
Этот пользователь фигурировал и в других делах о диверсиях с участием несовершеннолетних, отмечает издание. По версии следствия, он связан с украинскими спецслужбами.
Изначально уголовное дело возбудили по статье о покушении на приведение в негодность путей сообщения (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 267 УК РФ), но «после установления новых обстоятельств» переквалифицировали на диверсию, совершенную группой лиц).
В феврале 2025 года мосгорсуд приговорил Егора Мельникова к семи годам лишения свободы. По информации проекта «Мемориал. Поддержка заключенных», в отношении Михаила Сидорова были применены принудительные меры медицинского характера (в карточке на сайте мосгорсуда этой информации нет). Оба дела рассматривали в закрытом режиме.
Кроме того, за первые 9 месяцев этого года российские суды рассмотрели 870 дел по террористическим статьям (ст. 205 — 205.6 УК РФ), подсчитали The Moscow Times. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их число выросло на 45,9%.