Российская экономика сможет ускорить рост, как того требует президент Владимир Путин, заявил в среду первый вице-премьер РФ Александр Новак.
«Сегодня мы находимся в стадии временного и управляемого замедления», — заявил Новак, выступая на Российской энергетической неделе (РЭН). Он добавил, что падение темпов роста, с которыми столкнулась экономика, необходимо, чтобы «обуздать инфляцию», и это «нормальный процесс».
«Уверены, что и в ближайшем будущем мы выйдем на устойчивые темпы роста экономики, не ниже среднемировых, как поставил задачу президент Российской Федерации», — добавил Новак (его цитирует «РИА Новости»).
Пока темпы роста российского ВВП находятся в зоне стагнации: в июле и августе он прибавил лишь 0,4% год к году — в 11 раз меньше, чем в прошлом году (4,3%). Накопленным итогом за 8 месяцев Минэкономразвития оценило российский рост в 1%, а сентябре резко ухудшило прогноз на этот и следующий годы.
В 2025 году оно ожидает увеличения ВВП лишь на 1% (вместо 2,3%). Это в 3,2 раза ниже темпов роста мировой экономики, которая, по оценке МВФ, прибавит в этом году 3,2%.
В следующем году МЭР прогнозирует России рост на 1,3% (вместо изначальных 2,6%), что 2,3 раза медленнее глобального роста — 3,1%, по прогнозу МВФ.
Ускорение, согласно экономическому прогнозу ведомства, должно начаться с 2027 года, когда ВВП вырастет на 2,8%, и продолжиться в 2028 году — ростом на 2,5%. «Но при этом не понятно, за счет каких факторов начнется это ускорение роста — даже при таких весьма умеренных темпах», — недоумевает ссоциированный исследователь Центра Дэвиса Гарвардского университета Андрей Яковлев.
По его словам макропрогнозы, заложенные в проект бюджета, призваны «создать ощущение стабильности, а не отразить реальное состояние экономики», считает Якоковлев. Он сравнивает нынешний проект бюджета РФ с «Комплексной программой научно-технического прогресса», которую десятки институтов разрабатывали каждые пять лет в СССР накануне съезда КПСС.
«Это был огромный документ на сотни страниц, где все детально расписано, с таблицами, графиками и формулировками. Но к реальности они имели лишь условное отношение», — сказал Яковлев Deutsche Welle.