Губернаторы Оренбургской и Новосибирской областей, а также Красноярского края внесли в региональные парламенты законопроекты о повышении транспортного налога, пишут «Ведомости». За счет этого в Оренбургской области планируют получить дополнительно в региональную казну 534,8 млн руб., в Новосибирской — 219,6 млн, а в Красноярском крае — 334,8 млн. При этом губернатор последнего Михаил Котюков обосновал необходимость увеличения налога «двукратным ростом среднедушевого дохода населения за последнее десятилетие».
После принятия законопроектов в Оренбургской области ставка транспортного налога для двигателей до 100 лошадиных сил вырастет с 0 руб. до 7 руб. за 1 л. с., а для двигателей от 100 до 150 л. с. — с 15 руб. до 20 руб. за 1 л. с. Повышение позволит улучшить «финансовое обеспечение дорожной деятельности», а также капитального ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, говорится в пояснительной записке законопроекта губернатора Евгения Солнцева. В Новосибирской области транспортный налог будет проиндексирован на 10,9%. При этом, как следует из законопроекта губернатора Андрея Травникова, от его уплаты предполагается освободить автомобили участников войны в Украине мощностью до 150 л. с. В Красноярском крае налог будет увеличен для двигателей мощностью до 100 л. с. с 5 руб. до 7 руб. за 1 л. с., от 100 до 150 л. с. — с 14,5 руб. до 16 руб., от 150 до 200 л.с. — с 29 руб. до 32 руб., от 200 до 250 л. с. — с 51 руб. до 55 руб., более 250 л. с. — со 102 руб. до 114 руб.
По итогам 2024 года совокупные сборы транспортного налога во всех субъектах превысили 215,5 млрд руб., говорит руководитель направления муниципальных рейтингов АКРА Илья Цыпкин. Эта сумма эквивалентна 1,2% налоговых и неналоговых доходов (ННД) субъектов, что можно считать несущественной величиной в масштабах бюджетов регионов, отмечает эксперт. Наиболее значительные суммы по итогам прошлого года были получены в Москве (35,2 млрд руб., или 0,7% ННД региона), Московской области (19,5 млрд руб., 1,9% ННД), Санкт-Петербурга (14,3 млрд руб., 1,1% ННД), Краснодарском крае (10,3 млрд руб., 2,4% ННД) и Татарстане (7,6 млрд руб., 1,5% ННД).
Увеличение поступлений не будет заметным, однако повышение ставок может привести к уклонению от уплаты, увеличению задержек выплат или задолженности, говорит младший директор по суверенным и региональным рейтингам агентства «Эксперт РА» Владислав Бухарский. При этом в 2024 году сборы по транспортному налогу снизились в целом по всем регионам на 1,7%. В Оренбургской области объем поступлений упал на 5% год к году, в Новосибирской — на 6,8%, а в Красноярском крае — на 7%, отмечает Цыпкин.
Рост налога сопоставим с инфляцией, но он может вызвать раздражение, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «Но власти рассчитывают, что оно будет индивидуальным и не примет коллективных форм, как во Владивостоке [из-за утильсбора]», — заключил политолог.