Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

ВЦИОМ заявил о массовой готовности россиян затянуть пояса ради войны

Юрий Кочетков / EPA / ТАСС

Российские граждане в массе готовы «затянуть пояса» и ограничить свои потребности ради «защиты страны», утверждает государственный ВЦИОМ. Согласно опросу, который центр провел в октябре, 69% россиян не против «экономить» и ограничивать себя, поскольку «чувствуют ответственность» за родину.

ВЦИОМ предложил участникам исследования выразить свое отношение к утверждению: «Я чувствую ответственность за свою страну и готов экономить, ограничивать свои потребности ради ее защиты». Безоговорочно этот тезис поддержали 45% респондентов, еще 24% заявили, что «скорее согласны», чем нет. 14% россиян категорически против лишений ради продолжения войны, еще 10% склоняются к тому, что не хотели бы экономить на себе в указанных обстоятельствах. 7% затруднились с ответом.

По мнению главы ВЦИОМ Валерия Федорова, результаты опроса говорят о том, что «люди пока встречают с пониманием» экономические сложности 2024–2025 годов и готовы к самоограничению «ради успешного завершения» войны в Украине.

Ранее в Кремле заявили, что «подавляющее большинство» населения страны «консолидировано вокруг президента Владимира Путина» и готово к дополнительной экономической нагрузке в сложившихся непростых условиях.

Экономить россиян вынуждает уже инфляция, которая, по официальным Росстата, с начала войны превысила 40% накопленным итогом. Так, 58% граждан сознательно отказываются от определенных товаров, которые приобретали раньше, 57% пытаются найти аналоги в более низких ценовых категориях, а 49% выбирают для покупок жесткие дискаунтеры или вовсе стараются реже ходить в магазины, показало исследование «Ромира».

Люди переходят к сберегательной модели поведения и сокращают покупки продуктов питания, жаловались «Коммерсанту» представители крупнейших розничных сетей. Число покупок одежды в январе–августе 2025 года также сократилось — падение составило 8%, подсчитали аналитики «Платформы ОФД». По прогнозу Союза торговых центров, из-за снижения спроса крупные fashion-ретейлеры будут вынуждены «оптимизировать» до 40% торговых площадей.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку