Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Сбежавшим из-за войны топ-менеджерам закроют дорогу в советы директоров

Герхард Шредер ушел из «Роснефти» только под угрозой санкций
Герхард Шредер ушел из «Роснефти» только под угрозой санкций EPA / ТАСС

Россия хочет обставить условиями возможное возвращение не только иностранных компаний, но и независимых директоров, которые ушли в отставку из-за войны. «Нам надо защитить свой рынок, и в требованиях к деловой репутации ввести вот такой критерий, что если ты без мотивации ушел из совета директоров, то не факт, что можешь попасть в следующий», – заявил первый зампред Центробанка Владимир Чистюхин.

После начала войны крупнейшие российские компании лишились статусных директоров, среди которых были звезды мирового бизнеса и политики. Большинство ушли сразу, дольше других боролись за свои места в «Роснефти» бывший канцлер Германии Герхард Шредер и друг Владимира Путина еще со времен ГДР Маттиас Варниг. Но в мае 2022 г. и они покинули совет – из-за «невозможности продления своих полномочий».

В первый же день войны ушли экс-премьеры Финляндии Эско Ахо (Сбербанк) и Италии Маттео Ренци («Делимобиль»), бывший канцлер Австрии Кристиан Керн (РЖД). Сбербанк в тот день лишился еще двух независимых директоров: инвесторов Нади Уэллс и Натали Брагински-Мунье.

К началу марта советы покинули экс-премьер Франции Франсуа Фийон («Сибур»), бывший вице-премьер Люксембурга Этьен Шнайдер (АФК «Система»), бывший глава BP Роберт Дадли и действовавший на тот момент Бернард Луни («Роснефть»). Шведский бизнесмен Эрик Деннелинд ушел из «Мегафона», а итальянский Эцио Вергани из группы ГМС.

Это стало потерей для ведущих российских компаний – иностранные директоры были преимущественно в них. Многие компании попали под санкции, желающих поработать в них было немного, и менять иностранных директоров часто приходилось на менеджеров. Чтобы избежать санкционных рисков, власти разрешили бизнесу не раскрывать информацию о составе совета.  Сбербанк не публикует состав наблюдательного совета, но из материалов к голосованию следовало, что он состоит из чиновников – действующих и бывших, менеджеров банка, а также ректоров и профессоров нескольких вузов. В совете директоров «Роснефти» есть иностранцы, а его председатель – бывший министр энергетики и промышленности Катара Мухаммед Бин Салех Аль-Сада.

«Теперь нет иностранцев, на которых мы опирались, – признает Чистюхин и успокаивает, – но есть наши российские». Они не всегда помогают. В российских компаниях возникли проблемы с корпоративным управлением при внедрении в советы директоров представителей менеджмента вместо иностранцев, сетовал замминистра финансов Иван Чебесков. В частности, это создает конфликт интересов.

Проблема шире: ушли не только иностранцы, но и резиденты с международной экспертизой и связями, с уходом таких директоров компании потеряли передовую экспертизу, международный опыт и глобальные связи, отмечал исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов (АПИ) Александр Шевчук, в результате качество принимаемых решений сильно снизилось, выросла закрытость, а обсуждений стало меньше. Кроме того, снизилось влияние советов директоров, которые стали все больше походить на консультативные органы для основных акционеров, отмечал Шевчук. Даже иностранцам было сложно противостоять им, а теперь принцип «независимый директор — это директор, от которого ничего не зависит» работает еще лучше.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку