На фоне истощения ресурсов на четвертый год военного конфликта в Украине Россия рискует угодить в налоговую ловушку: попытки властей залатать бюджетные дыры за счёт повышения налогов могут обернуться обратным эффектом — дополнительным сжатием стагнирующей экономики и падением доходов, считают опрошенные Reuters экономисты.
Российский бюджет проходит испытание на прочность раздутыми за счет оборонных трат и дорогого долга госрасходами, сократившимися до минимума резервами и находящимися под давлением низких нефтяных цен, крепкого рубля и охлаждающейся экономики доходами.
Властям все труднее сводить концы с концами — в новом бюджете на 2026 год заложено и очередное повышение налогов вопреки обещаниям о стабильности налоговой системы, и сокращение расходов в реальном выражении, что усиливает риски рецессии в следующем году и как следствие — роста дефицита, говорят аналитики.
«Предложенный проект не решает проблему раздутых расходов бюджета, он эту проблему после экспансии государственного финансирования замораживает. Решено не наращивать расходы, но и не сделано радикальных шагов для их сокращения. А можно ли будет собрать больше налогов с экономики, которая не растет — вопрос открытый», — сказал Олег Вьюгин, занимавший в разное время посты первого зампреда ЦБ, замминистра финансов и руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам.
НАЛОГОВАЯ СПИРАЛЬ
За последние четыре года власти нарастили расходы казны более чем в 1,7 раза на фоне масштабного увеличения трат на армию и вооружения и за это время неоднократно повышали фискальную нагрузку. После серии точечных повышений налогов в 2023–2024 годах с этого года власти запустили масштабную налоговую реформу с введением прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц (НДФЛ), повышением налога на прибыль, урезанием упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого и среднего бизнеса, увеличением утильсбора на автомобили.
В следующем году россиян ждет повышение налога на добавленную стоимость (НДС) на 2 процентных пункта до 22%, новое увеличение налоговой нагрузки на малый и микробизнес, удвоенные страховые платежи для IT-компаний, новое повышение утильсбора.
«Кажется, власти окончательно закрепили за гражданской экономикой статус дойной коровы, которая нужна для того, чтобы обеспечивать решение геополитических нужд и задач. Как в анекдоте, когда фермер заходит в коровник с большим ножом, аккуратно его потирая о колено, и спрашивает: ну что, дорогие мои буренки, молоко сегодня или мясо?» — сказал экономист Евгений Надоршин.
Правительство открыто признает, что оплатить военные расходы удобнее из кармана бизнеса и населения, так как наращивать дефицит и заимствования для его покрытия было бы дороже для бюджета с точки зрения инфляции и процентных ставок. Доля расходов на обслуживание госдолга в следующем году достигнет почти 9%, обогнав совокупные расходы на образование и здравоохранение.
«Мы рассматривали несколько вариантов ресурсного обеспечения наццелей, задач обороны и безопасности. Можно было бы увеличивать заимствования. Но расходы по обслуживанию у нас растут, нас это очень сильно беспокоит… Из этих двух выборов налоговое изменение, на наш взгляд, оказалось самым эффективным способом решения задач», — объяснял министр финансов Антон Силуанов на заседании бюджетного комитета Думы на прошлой неделе.
Однако аналитики предупреждают о риске налоговой спирали.
«Минфин последние 20 лет всячески избегает повторения сценария долгового кризиса и долговой спирали, но появилась новая проблема — возможность попадания в налоговую спираль, когда вы налоги повышаете, хотите собрать много денег, но не получается», — указала главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец.
«Это история этого года, и она может повториться в следующем году. Экономика и так не в фантастической форме сейчас, а при повышении налогов будет себя чувствовать еще хуже», сужая налоговую базу и вынуждая власти вновь повышать налоги, сказала она.
В этом году благодаря повышению налогов власти рассчитывали сократить дыру в казне почти втрое по сравнению с 2024 годом.
Однако вопреки росту фискальной нагрузки, федеральный бюджет, по оценкам Минфина, получит в 2025 году на 2,3 триллиона рублей, или 7,6%, меньше ненефтегазовых доходов, чем власти надеялись собрать еще весной. Снижение не связанных с нефтью и газом доходов по сравнению с планом происходит, в том числе, из-за сокращения сборов НДС (на 1,19 триллиона рублей, или 7,6%), налога на прибыль (на 167,1 миллиарда рублей, или 4%), НДФЛ (на 83,5 миллиарда рублей, или 9,7%), утильсбора на автомобили (на 439,9 миллиарда рублей, или 28,1%).
В результате суммарные доходы в этом году окажутся даже чуть ниже уровня 2024 года на фоне сокращения нефтегазовых поступлений, а бюджетный дефицит, по расчетам Минфина, почти в 1,7 раза превысит факт прошлого года и станет максимальным за все время военных действий.
В 2026 году даже после повышения ставки НДС, которое по плану должно принести в казну 1,19 триллиона рублей в следующем году, объем ненефтегазовых доходов Минфин ждет на уровне утвержденного год назад действующего бюджета, когда речи о повышении НДС еще не шло.
Общие доходы заложены более чем на 1,5 триллиона рублей, или 3,7%, ниже от действующего бюджета из-за снижения нефтегазовых доходов, а дефицит предусмотрен в 1,7 раза выше плана и даже чуть превысит показатель 2024 года.
Получается, что повышение НДС не решает кардинальным образом проблему с дефицитом бюджета, но будет усугублять экономическую динамику, говорит Надоршин.
НЕ МОЖЕТ БОЛЬШЕ
Рост налогов и сокращение бюджетного импульса, который поддерживал экономику в предыдущие несколько лет, повышает риск рецессии в 2026 году, говорят экономисты.
«НДС — налог, вынимаемый из нашего кошелька. И если этот налог повышается для консолидации бюджета: у меня забрали, но мне не вернули — соответственно, я обеднел. Моя покупательная способность теперь больше в цены идет и меньше в реальные продукты. Поэтому дальше мой спрос начинает грустить, загибаться», — объясняет Донец.
Близкий к правительству Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) предупредил о высокой вероятности снижения физического объема ВВП в 2026 году на фоне замедления спроса после повышения НДС.
Согласно макропрогнозу Минэкономики, который положен в основу бюджета, экономика России в этом и следующем году будет балансировать на грани стагнации с ростом 1-1,3% после 4,3% и 4,1% в предыдущие два года.
«Мы ожидаем, что в 2026 году перехода к большому росту не произойдет, скорее оно будет смещено на конец года в силу того, что экономика сейчас копит достаточно большой объем убытков. Потребуется время, чтобы эти убытки предприятиями были отработаны, перед тем как она (экономика) перейдет к новому инвестиционному циклу», — говорил глава Минэкономразвития Максим Решетников на прошлой неделе.
Российские власти сами запускают негативные процессы, принимая инициативы, которые создают высокую неопределенность и бьют по инвестициям и предложению, считает Надоршин, ожидая в следующем году падения ВВП на 2%.
«Создаются условия, при которых ресурса у экономики для того, чтобы обеспечивать геополитические аппетиты, может быть недостаточно. И это выливается, как мы видели по 2025 году, в то, что она недодает в бюджет ожидаемые налоги, не специально, а потому что не может больше», — сказал он.
Это означает, что бюджетный дефицит в 2026 году снова может не вписаться в прогнозы, а властям надо будет проводить очередную бюджетную консолидацию — мобилизовать доходы и урезать расходы.
Чиновники уже начали выступать с идеями, откуда взять деньги. Среди предложений — повышение налогов на самозанятых и взимание соцвзносов с неработающих.