Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Центробанк снизил ключевую ставку до 16,5% и ухудшил прогноз по инфляции

Эльвира Набиуллина обещает долго оставаться жесткой
Эльвира Набиуллина обещает долго оставаться жесткой Сергей Ильницкий / EPA / ТАСС

Центробанк снизил ключевую ставку с 17% до 16,5% годовых. Это минимальный шаг за время войны: ЦБ предпочитал или двигать ставку на несколько процентных пунктов, или вовсе не менять ее. Про свои дальнейшие планы он не смог сказать ничего определенного, кроме того, что его обновленный прогноз среднего значения ключевой ставки в оставшееся до конца года время 16,4-16,5% не предполагает ее повышения в декабре: решения «будут приниматься в зависимости от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий». 

Пока они не замедляются, хотя и не растут. «Устойчивые показатели текущего роста цен значимо не изменились и остаются выше 4% в пересчете на год… Высокими остаются инфляционные ожидания». В октябре они не изменились – 12,6%.

ЦБ обещает поддерживать такую жесткость своей политики, которая необходима для возвращения инфляции к целевым 4%. Для этого ключевую ставку придется держать выше, чем предполагалось: в среднем 13–15% в 2026 г. по сравнению с июльским прогнозом 12-13%. Но даже с учетом этого инфляция, по его прогнозу, снизится до 4–5% в 2026 г. Прежний прогноз был 4%, теперь ЦБ допускает, что не достигнет цели по инфляции и в следующем году. Прогноз инфляции на этот год повышен с 6-7% до 6,5–7%.

Центробанк объясняет повышение прогноза действием «разовых проинфляционных факторов». Это скачок цен на бензин, предстоящее повышение НДС и утильсбора на автомобили, новая порция санкций. По мере исчерпания их влияния дезинфляция продолжится, надеется ЦБ. ВОт только каждый год случается что-то разовое, и через сохранение высоких инфляционных ожиданий разовое становится постоянным, отмечает инвестбанкир Евгений Коган.

У ЦБ сейчас сложная задача: ему приходится балансировать между рисками инфляции и чрезмерного охлаждения экономической активности, говорит главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец. Экономический рост замедлился, промышленное производство в сентябре снова снизилось. Но по мнению ЦБ, это просто снижение перегрева экономики. Оперативные данные и опросы свидетельствуют лишь о замедлении роста экономической активности, настаивает он, признавая, что деловая активность «неоднородна по отраслям». Значительное охлаждение в отраслях, ориентированных на внешний спрос, внутренний же поддерживается ростом доходов населения и бюджетными расходами, немного ускорился рост потребительской активности, перечисляет он. Однако ЦБ ухудшил прогноз роста на этот год с 1-2% до 0,5-1%. 

При этом проинфляционные риски выросли. Главные из них, по-прежнему, – сохраняющийся перегрев экономики и высоких инфляционных ожиданий, ухудшение условий внешней торговли, ослабление рубля в случае замедления мировой экономики и падение цен на нефть и «геополитическая напряженность». По сравнению с сентябрьским заседанием к ним добавились «эффекты от повышения НДС».

Не обошлось без неприятного сюрприза от правительства. Рост дефицита явно превзошел ожидания Центробанка: «Дезинфляционное влияние бюджета 2025 г. будет существенно меньше, чем ожидалось ранее», – констатировал регулятор и предупредил, что если параметры бюджета-2026 тоже изменяться, ему придется ужесточить свою политику. 

Дезинфляционный риск ЦБ по-прежнему называет всего один: более значительное замедлением внутреннего спроса.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку