(Добавлены подробности, цитаты)
МОСКВА, 29 окт (Рейтер) - Российский Центробанк не видит существенного переукрепления рубля и заложил в прогноз на 2026 год сокращение продаж валюты из Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые регулятор зеркалирует на рынке, сказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в Совете Федерации в среду.
«Одним из факторов укрепления рубля в этом году было то, что продавалась валюта из ФНБ, эти продажи были значительными, для покрытия расходов бюджета, для инвестиций. В следующем году, в условиях более сбалансированного бюджета и снижения цены отсечения (бюджетного правила), продажи валюты, связанные с ФНБ, будут меньше», - сказала она.
Из-за роста волатильности рубля сенаторы просили главу ЦБ принять меры для ограничения курсовых колебаний.
По оценке Набиуллиной, из-за «волны санкций», которые влияют на экспорт и импорт, курс рубля стал очень волатильным, но нельзя брать только динамику одного года.
«В этом году курс действительно укрепился на 10%, а в прошлом году он на 10% ослаб. Но если брать динамику курса с 2022 года, то всё-таки, он скорее ослаб на 20%. Поэтому здесь какого-то прям существенного переукрепления нет», - сказала Набиуллина.
«Вы знаете нашу позицию: мы придерживаемся того, что даже в этих условиях курс рубля должен балансироваться рынком... Курс, который балансируется рынком, уравновешивает интересы разных участников рынка: есть экспортеры, есть импортеры - они заинтересованы в разных движениях курса», - сказала Набиуллина.
Когда курс ослабляется, «мы слышим жалобы со стороны импортеров, когда он укрепляется - со стороны экспортеров», отметила глава ЦБ.
«Но вот этот рыночный курс, на наш взгляд, уже на практике показал себя как эффективный, и что он может балансировать противоположные интересы, и он во многом абсорбирует те внешние шоки, которые, к сожалению, многочисленны у нас», - сказала она.
Альтернативные варианты, когда применяются административные меры, ведут к дисбалансам, которые очень дорого могут обойтись экономике.
«Вот иногда говорят о бюджете, что бюджету нужен более слабый рубль. С одной стороны, действительно, доходы в рублях, которые получает бюджет - от сырьевых отраслей, и если рубль ослабляется, они становятся больше. Но с другой стороны, ослабление рубля абсолютно проинфляционно, оно вносит вклад в инфляцию. А что это значит? Если растет инфляция, нужно повышать индексации и социальные выплаты, и закупки, инвестпроекты тут же растут в цене», - сказала Набиуллина.
ЦБР противостоит росту инфляции и повышает ставку, но тогда растут процентные расходы, они привязаны к ключевой ставке.
«То есть, когда наши эксперты оценивают вот этот чистый эффект от ослабления курса... рублевые доходы от целевых отраслей мы не получаем, связанные дополнительные расходы из-за инфляции, из-за повышения ключевой ставки, то, на наш взгляд, эффект для бюджета от более слабого курса скорее будет отрицательным, особенно если брать не один год, а несколько лет», - сказала Набиуллина.
УРОВЕНЬ СТАВКИ НЕ МЕШАЕТ КРЕДИТОВАТЬ
Центробанк повысил прогноз роста корпоративного кредитования в 2025 году до 10-13%, сказала Набиуллина.
В сентябре с учетом фактической динамики ЦБ оценивал рост банковских требований к компаниям по итогам 2025 года в 9–12%, ожидая на фоне снижения ставки ускорения корпоративного кредитования во всех отраслях. В прошлом году кредиты корпоратам росли рекордным темпом 22%.
Однако высокой ставкой нужно не пережать спрос и сохранить пространство для роста кредитования, сказала Набиуллина, поэтому денежно-кредитная политика должна быть сбалансированной.
«Сейчас запас капитала банковской системы сверх обязательного минимума составляет 8 триллионов рублей. А что это значит? Это значит, что банки могут нарастить портфель кредитов еще на 4 триллиона рублей в этом году и на 12 триллионов рублей в следующем», - сказала глава ЦБ.
По ее словам, часто в последнее время ЦБ просят радикально снизить ключевую ставку.
«Хочу подчеркнуть принципиальный для меня момент: снижение инфляции не противоречит задачам экономического роста, ни национальным целям развития. Способна ли экономика совершить рывок, если принести в жертву ценовую стабильность, дать разогнаться инфляции? Да, но на очень короткий период», - сказала Набиуллина.
«Политика монетарной накачки спроса - это гарантированный путь напрямую в стагфляцию, а в худшем случае в гиперинфляцию и финансовый кризис». (Елена Фабричная)