Зарубежная «империя» «Лукойла», растянувшаяся по 11 странам мира — от Европы и Африки до Ближнего Востока, — продолжает рушиться из-за санкций США.
Как сообщает Reuters, в понедельник «Лукойл» объявил форс-мажор на гигантском месторождении «Западная Курна-2» в Ираке, где компании принадлежит доля в 75%.
Ирак приостановил все платежи деньгами и нефтью в адрес «Лукойла», сообщили источники агентства. На прошлой неделе иракская нефтяная госкомпания SOMO уже отменила отгрузку трех партий нефти, добытой «Лукойлом».
«Западная Курна-2» с запасами 14 миллиардов баррелей и добычей около 500 тысяч баррелей в сутки является крупнейшим нефтяным активом «Лукойла» за рубежом. По данным Reuters, компания уведомила правительство Ирака о фактической приостановке нормальной работы на месторождении и предупредило, что может полностью выйти из проекта в течение 6 месяцев, если проблемы не будут устранены.
На данный момент денежные поступления «Лукойла» от иракской нефти заморожены банками, сказали источники Reuters. Натуральные выплаты — 4 млн баррелей, выделенных компании, — были аннулированы. Ирак не сможет не может сотрудничать с компаниями, находящимися под санкциями, пояснил Reuters официальный представитель министерства нефти страны.
По данным агентства, на месторождении у «Лукойла» остались только российские и иракские сотрудники: со всеми иностранным работниками договоры были расторгнуты.
На прошлой неделе о прекращении работы объявила принадлежащая «Лукойлу» финская сеть автозаправочных станций Teboil. Банки отказались обслуживать АЗС компании, в результате чего они остались без топлива и готовятся увольнять сотрудников.
Базирующее в Женеве торговое подразделение «Лукойла» — Litasco — также испытывает трудности: судовые брокеры отказываются фраховать суда. А в Азербайджане от работы с нефтью компании отказался порт Баку, куда направлялось сырье, добытое на шельфе Каспиского моря.
Попытка «Лукойла» продать иностранные активы оказалась тщетной. Единственный покупатель — сырьевой трейдер Gunvor — получил отказ на сделку от Минфина США, который назвал компанию «марионеткой Кремля».
Из-за санкции де-факто «вся международная деятельность «Лукойла» парализована», жаловался в интервью Financial Times Генеральный директор Gunvor Торбьорн Торнквист. «Никто не может проводить с ними операции. Под угрозой множество рабочих мест, а работа нефтеперерабатывающих мощностей может быть серьезно нарушена», — говорил он.
Из-за санкций и вынужденной распродажи «Лукойл» может лишиться 15-17% всей добычи углеводородов: за рубежом он добывает 6,5% нефти и почти половину газа, согласно оценкам Альфа-банка. Иностранные НПЗ обеспечивают «Лукойлу» четверть совокупного объема нефтепереработки. Утрата иностранных активов «может оказать значительное влияние на финансовые показатели «Лукойла», предупреждал Альфа-банк.