(Добавлена информация ЦБР о новых основаниях для блокировок счетов в 6-м абзаце. Новая редакция текста)
МОСКВА, 18 ноя (Рейтер) - Российские банки вместе с регулятором «перегнули палку» в борьбе с мошенниками, блокируя счета не только преступников, но и добросовестных клиентов без объяснения причин, признала глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
«Жалобы на мошенничество упали, серьезно упали, надеемся, что это тенденция. Но при этом выросли жалобы на необоснованную блокировку счетов. То есть, борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули эту палку, что называется. Клиентам не всегда объясняли, почему заблокировали эти средства», - сказала она в ходе конференции «Фокус на клиента».
«Мы эту ситуацию с вами разруливали, первые признаки улучшения появились. Надеюсь, что эта проблема будет решена», - добавила она.
Власти РФ в этом году серьезно ужесточили законы для борьбы с мошенниками, похищающими у россиян сотни миллиардов рублей ежегодно. Росфинмониторинг сообщал, что с начала текущего года получил 840 обращений от граждан и компаний насчет блокировки банковских счетов.
Банки блокируют карты и счета клиентов при попытке перевода средств лицам, связанным с мошенничеством, при подозрении на отмывание доходов и финансирование терроризма, или при нарушении налогового законодательства.
С 2026 года, согласно приказу ЦБ, блокировка перевода будет возможна из-за нового признака подозрительности: если человек переводит сам себе через СБП сумму от 200.000 рублей и в течение суток переводит любую сумму третьему лицу, которому не делал переводы в последние полгода. Банк увидит в этом признак подозрительной активности и кроме приостановки операции заблокирует или ограничит доступ к онлайн-банку.
КАК РАЗБЛОКИРОВАТЬ
Как сказал журналистам глава Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБР Михаил Мамута, благодаря тому, что банки стали разъяснять клиентам причины блокировки, октябрь стал первым месяцем, когда число жалоб на необоснованные ограничения операций снизилось по сравнению с предыдущим месяцем, хотя перед этим несколько месяцев был непрерывный рост.
«Будем максимально строго к этому относиться», - сказал он.
Часто под блокировку попадают добросовестные клиенты в результате проведения операций с криптовалютой, за которую мошенники расплатились украденными средствами.
«Надо рассматривать каждую ситуацию в отдельности. Но это не секрет, что когда происходят частые сделки с криптовалютами, за них часто расплачиваются ворованными деньгами, это целая индустрия. И когда с тобой, естественно, расплачиваются ворованными деньгами и поступают заявления, что эти деньги украдены, то, естественно, происходит ограничение операций с этим деньгами и средствами. Просто надо помнить, что пока ситуация с криптовалютами не урегулирована полностью в нашем правовом поле, этот риск никуда не денется», - сказал Мамута.
Он предложил не путать блокировку счетов с приостановкой операций по счету.
«Блокировка – это только перевод в пользу лица, сведения о котором содержится в нашей антидроперской базе. Вот тогда эти средства блокируются. В противном случае речь идет о приостановке операции для выяснения каких-то нюансов, либо подозрений в мошенничестве, либо подозрений в нелегальных операциях... Мы сейчас смотрим в первую очередь за тем, чтобы коммуникация и разрешение этой проблемы улучшались на уровне банков, потому что банки - первая линия, где, по сути, происходит, и ограничение операции, и снятие ограничений», - сказал Мамута.
Если клиент не понимает, что произошло с деньгами, нужно связаться с банком или поехать в офис банка, принести документы, подтверждающие личность и статус «настоящего человека», либо дополнительно подтвердить операцию, добавил он.
На вопрос, будет ли теперь ЦБР менять законодательные подходы к ограничениям на переводы и снятие средств в период охлаждения, Мамута сказал, что никаких срочных поправок вносить не требуется.
«Вы знаете, мы же постоянно работаем над тем, чтобы улучшать качество антифрод процедур в интересах клиента... Этот процесс не может остановиться, потому что все время меняются и мошеннические практики, и наши реакции на них». (Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)