Иранские ученые и ядерные эксперты совершили в прошлом году уже второй тайный визит в Россию. В США утверждают, что он был направлен на получение секретных технологий, которые могут быть использованы в ядерном оружии.
Поездка была частью обмена между российскими военными научно-исследовательскими институтами и предприятиями и Организацией оборонных инноваций и исследований (SPND), пишет Financial Times на основании изученных документов. Их подлинность газета подтвердила с помощью корпоративных отчетов, санкционных списков, утечек данных о поездках и другой документации. SPND, по данным США, связана с вооруженными силами Ирана и руководит исследованиями в области ядерного оружия.
Встречи между иранскими и российскими экспертами являются первым свидетельством явного желания Москвы сотрудничать с Тегераном в сфере знаний, потенциально имеющих отношение к ядерному оружию, отмечает FT. По словам Джима Лэмсона, старшего научного сотрудника Центра исследований проблем нераспространения Джеймса Мартина и бывшего аналитика ЦРУ, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в прошлом году специалисты, связанные с оборонной отраслью Тегерана, «искали лазерные технологии и знания, которые могли бы помочь им проверить конструкцию ядерного оружия без проведения испытаний».
Иран постоянно утверждает, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер. Рафаэль Гросси, генеральный директор Международного агентства по атомной энергии, отмечал в июне: у его организации нет однозначных свидетельств того, что Иран пытается произвести ядерное оружие, но созданная им неопределенность в этом вопросе – «всегда плохой сигнал». Ни одна страна в мире не обогащает уран до 60%, как это делает Иран, а это, с технической точки зрения, почти эквивалент 90% — уровня, необходимого для создания ядерного оружия, заявил тогда Гросси.
В Израиле же были уверены, что Иран занялся исследованиями, необходимыми для приведения атомной бомбы в действие, то есть разработкой взрывателей, которые обеспечат ее детонацию. Об этом Тель-Авив в мае предупредил США и на этом основании начал в июне бомбить иранские ядерные объекты. В Вашингтоне продолжали считать, что Иран все еще ведет общие исследования в области ядерного оружия, но Дональд Трамп в итоге также отдал приказ нанести удар по его ядерным объектам.
Ранее FT выяснила, что DamavandTec и ее гендиректор Али Калванд организовали встречу нескольких иранских ученых-ядерщиков и агентов по закупкам с российскими учеными и компаниями, имеющими связи с военными и спецслужбами. Они приезжали в Россию по специальным дипломатическим паспортам с последовательными номерами.
В апреле гендиректор «Лазерных систем» Дмитрий Васильев приглашал Калванда и сотрудников DamavandTec посетить офис компании в поселке Стрельня под Петербургом в целях «технического сотрудничества». Приезжавшие 7-11 ноября иранцы в реальности были не сотрудниками DamavandTec, а физиками и инженерами из университетов и исследовательских центров, связанных с Минобороны Ирана, следует из документов этих организаций.
В феврале этого года Тегеран посетил исследователь из «Лазерных систем» Андрей Савин, пишет FT. (В профиле Савина в LinkedIn указано, что в «Лазерных системах» он работал техническим директором в 2000-2008 годах, а с тех пор по настоящее время является директором по развитию петербургского концерна «Струйные технологии».) В Тегеране, по данным FT, Савин встречался с представителями DamavandTec и, по словам человека, осведомленного о поездке, с должностными лицами, которые, как считается, имеют отношение к SPND.
Савин также является профессором Балтийского государственного технического университета «Военмех», одного из важнейших военно-технических вузов России.
В октябре Госдепартамент США ввел санкции против DamavandTec и Калванда за то, что, действуя по поручению SPND, они пытались «приобрести у иностранных поставщиков товары, применимые для разработки взрывных устройств для ядерного оружия», и «содействовали поездкам иранских ядерных экспертов в Россию».
Встречи между иранскими и российскими специалистами являются «весомым доказательством того, что Россия оказывает Ирану помощь в исследованиях в области ядерного оружия, а связанные с государством российские учреждения предоставляют технологии двойного назначения и передают знания», считает Николь Граевски, сотрудник программы по ядерной политике в Фонде Карнеги за международный мир:
Похоже, что эта деятельность санкционирована на высоком государственном уровне со стороны как России, так и Ирана.