МОСКВА, 24 ноя (Рейтер) - Доходы федерального бюджета РФ от нефти и газа, обеспечивающие около четверти поступлений в государственную казну, в ноябре 2025 года могут составить 0,52 триллиона рублей - на 0,28 триллиона рублей (-35%) ниже результата ноября 2024 года, показал расчет Рейтер. Сборы нефтегазовых налогов в ноябре окажутся ниже на 0,37 триллиона рублей (-42%) октябрьского уровня, повышенного за счет квартальной уплаты налога на дополнительный доход (НДД) от добычи нефти за третий квартал текущего года. Ноябрьские доходы бюджета от нефти и газа понизятся по сравнению с результатами октября, не учитывающими НДД, ориентировочно на 42 миллиарда рублей (-7,4%). Всего за январь-ноябрь, с учетом прогнозируемых ноябрьских сборов, нефтегазовые доходы бюджета ожидаются в размере 8,0 триллиона рублей, что на 2,3 триллиона (-22%) ниже итогов января-ноября 2024 года (10,3 триллиона рублей). Уменьшение сборов за период январь-ноябрь относительно прошлогоднего результата вызвано падением налоговой цены российской нефти в среднем в рассматриваемый период до $57,3 за баррель с $68,3 за соответствующий период 2024 года с одновременным укреплением российского рубля к доллару США до 81,1 рубля за $1 против 91,7 рубля. Рублевая цена нефти Юралс, в основном определяющая величину нефтегазовых налогов, за январь-ноябрь 2025 года составила в среднем 4.850 рублей за баррель, что на 22% ниже показателя за январь-ноябрь 2024 года (6.250 рублей за баррель). Суммы по октябрьским нефтегазовым налогам должны быть уплачены в составе единого налогового платежа (ЕНП) не позднее 28 ноября. Фактические данные о нефтегазовых доходах бюджета в ноябре Минфин опубликует 3 декабря 2025 года. Госдума РФ приняла 21 октября поправки в закон о федеральном бюджете-2025, которые, в частности, прогнозируют снижение нефтегазовых доходов в 2025 году на 2,5 триллиона рублей до 8,65 триллиона рублей против фактических 11,13 триллиона рублей за 2024 год. Ниже приводятся сведения о фактических нефтегазовых доходах федерального бюджета РФ за период январь-октябрь 2025 года (по данным Минфина), а также предварительная оценка Рейтер налоговых поступлений в ноябре 2025 года (в миллиардах рублей): Показатели янв 25г фев 25г мар 25г апр 25г май 25г июн 25г июл 25г авг 25г сен 25г окт 25г - - НОЯБРЬ ноя ноя ∑ ∑ 25г - ноя/окт ноя/окт 25/24 25/24 % янв-ноя янв-ноя янв-ноя янв-ноя ПРОГНОЗ 25г +/- 25г % - +/- - 25г 24г - 25/24 25/24 % +/- - Нефтегазовые доходы, всего 789,1 771,3 1.081,3 1.085,6 512,7 494,8 787,3 505,0 582,5 888,6 519,3 -369,3 -41,6 -282,4 -35,2 8.017,5 10.340,9 -2.323,4 -22,5 Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 1.049,1 1.029,7 776,5 769,1 647,2 609,4 634,1 675,7 677,2 671,3 646,1 -25,2 -3,8 -368,2 -36,3 8.185,4 11.234,2 -3.048,8 -27,1 Нефть 840,4 868,2 646,4 633,6 532,5 506,1 543,4 579,6 578,8 574,6 545,0 -29,6 -5,2 -278,1 -33,8 6.848,6 9.309,5 -2.460,9 -26,4 Газ 143,8 92,7 77,4 82,9 68,0 58,4 51,1 56,3 55,9 55,5 58,0 2,5 4,5 -71,7 -55,3 800,0 1.310,4 -510,4 -38,9 Газовый конденсат 64,9 68,8 52,7 52,6 46,7 44,9 39,6 39,7 42,5 41,1 43,1 2,0 4,9 -18,5 -30,0 536,6 614,4 -77,8 -12,7 Экспортная пошлина 73,2 69,1 47,3 17,7 13,9 20,7 25,8 28,4 42,9 38,8 39,1 0,3 0,7 -30,0 -43,4 416,9 402,9 14,0 3,5 Нефть 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -3,4 3,4 -100,0 Газ 72,6 68,5 47,1 17,9 14,4 20,7 25,8 28,4 43,0 38,8 39,1 0,3 0,7 -27,8 -41,6 416,3 409,1 7,2 1,8 Нефтепродукты 0,6 0,6 0,2 -0,2 -0,4 0,0 -0,1 0,0 -0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 -2,1 -100,0 0,6 -2,6 3,2 -123,5 Налог на дополнительный доход (НДД) -1,7 0,5 487,1 489,2 3,0 0,1 302,2 1,3 -0,4 327,8 0,0 -327,8 -100,0 -0,3 -100,0 1.609,1 2.046,3 -437,2 -21,4 Акциз на нефтяное сырье* (без Кдемп и Кинв) -156,5 -162,9 -114,6 -113,7 -96,8 -90,6 -102,5 -106,9 -95,6 -93,4 -91,0 2,4 -2,6 42,7 -31,9 -1.224,5 -1.486,6 262,1 -17,6 Кдемп ** -156,4 -148,3 -100,3 -62,7 -42,5 -34,5 -59,9 -80,4 -30,5 -43,8 -63,6 -19,8 45,1 68,6 -51,9 -822,9 -1.676,2 853,3 -50,9 Кинв *** -20,0 -18,2 -15,9 -15,3 -13,4 -11,7 -13,6 -14,4 -12,2 -13,2 -12,4 0,8 -6,1 4,6 -27,1 -160,3 -196,2 35,9 -18,3 Кврк 1,3 1,3 1,2 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 0,9 1,1 1,1 0,0 0,0 0,1 10,0 13,4 16,5 -3,1 -18,8 * - оценка Рейтер ** - Акциз на нефтяное сырьё - госсубсидия (обратный акциз), предназначенная для восполнения нефтепереработчикам таможенной субсидии, исчезнувшей в рамках налогового маневра; *** - Кдемп - госсубсидии российским нефтепереработчикам в рамках действующего на внутреннем рынке РФ демпфирующего механизма стабилизации оптовых цен (компенсация из бюджета нефтепереработчикам РФ отклонения цены экспортной альтернативы для автобензина и дизтоплива от условной цены внутреннего рынка, установленной в Налоговом кодексе. Указанные суммы рассчитаны за поставки топлива в предшествующем месяце); **** - Кинв - инвестиционная надбавка к обратному акцизу на нефтяное сырьё, предназначенная для частичной компенсации затрат на модернизацию мощностей по переработке и добыче нефти.