Оглядываясь на этот прогноз, я радуюсь сейчас тому, что некоторое из того, что я предполагал, не произошло. Пока не произошло… Возможно, санкционный режим ЕС и США, который сказывается на сложности доступа России к мировому рынку технологий надзора, а также медленное внедрение DPI и машинного обучения, вместе с желанием Кремля быть полноправным участником международной торговли, не позволили рунету полностью окуклиться.
Однако тревожные тренды продолжают сохраняться.
Полномасштабная война в Украине идет уже почти 4 года, США останавливает все программы поддержки, в том числе по цифровым правам, правые популисты набирают обороты в странах ЕС и начинают копировать в Европе повестку России 10-летней давности (проверка возрастов, верификация пользователей, Chat Control).
В это время, вслед за Ираном, Египетом, Эфиопией и ОАЭ в 2025 году в БРИКС вступает также и Индонезия. Продолжается работа над строительством BRICS Bridge — собственной платежной инфраструктуры, которая должна позволить странам БРИКС расплачиваться между собой в национальных валютах и CBDC (цифровых деньгах центральных банков), минуя доллар и SWIFT, что позволит также и дедолларизировать расчеты и экономику и решить вопрос с санкциями Запада.
Открылась к подписанию Hanoi Convention — новая конвенция ООН о киберпреступности взамен «будапештской», принятая по инициативе и при очень больших усилиях России, как новый глобальный договор, официально открытый для подписания в Ханое 25 октября 2025 года. Конвенцию уже подписали более 70 государств. Среди подписантов есть страны ЕС, Канада, ряд западных демократий, ну и, конечно, Россия, Вьетнам и другие государства глобального юга.
Это настоящий пакт о государственной слежке, который облегчает обмен персональными данными между правительствами и рискует «облегчить, а не усложнить преступникам участие в киберпреступности».
Договор создает механизмы международной правовой помощи и обмена электронными доказательствами (логами, данными провайдеров), а также инструменты трансграничного доступа к данным и обмена информацией между правоохранительными органами при слабых встроенных гарантиях прав человека (право на приватность, свободу выражения) и при чрезмерно широких определениях киберпреступности, часто используемых российскими властями для наложения неоправданных ограничений на право на свободу выражения мнения. Это дает новые возможности для уголовного преследования активистов, журналистов, «этичного хакинга» и исследователей безопасности — взамен почти утраченных механизмов Интерпола, FATF, Egmont и других международных групп.
Выделенный Роскомнадзору в начале года миллиард долларов на борьбу с VPN, обеспечение цифрового суверенитета и пропаганду, начинает давать плоды. Роскомнадзор улучшает системы и продолжает последовательно разрушать инфраструктуру VPN-сервисов. Крупнейшие мировые провайдеры VPN из-за множества сложностей бизнеса давно ушли из России и не хотят работать на этом сложном рынке. Остается не так много доступных сервисов. В конце ноября стало известно о первых успешных блокировках обфускационного протокола XRay/VLESS, который используется многими российскими провайдерами VPN. Значит, Роскомнадзор все же научился детектировать vless и блокировать его трафик.
Похоже, и силовики научились находить тех, кто ищет запрещенный контент. По крайней мере, о первом административном деле по новой статье 13.53 КоАП, которым занималось МВД совместно с региональным ФСБ, стали известно в ноябре, когда правоохранители попытались привлечь местного жителя на Урале за умышленный поиск информации о террористических организациях через интернет-браузер. Рассмотрение протокола по делу отложено до 9 декабря 2025 года.
При таких вводных кажется, что на ближайшие годы остается очень мало светлых надежд на (говоря словами Алексея Навального) «теплый рунет будущего» и на расширение возможностей для защиты приватности и свобод в киберпространстве, а также вне его.
И вот вам унылый технологическо-правовой прогноз для российского интернета из 13 пунктов до 2028 года:
- Переход к постоянной системе белых списков, от избирательных блокировок к массовым ограничениям по протоколам и целым подсетям;
- Полное ограничение доступа ко всем иностранным платформам (социальных сетей, мессенджеров, агрегаторов и др), не включенным в реестр ОРИ (Организаторов распространения информации), закрытие доступа для авторизации на запрещенные платформы через мобильный номер;
- Запрет «международного роуминга» для иностранных SIM-карт, кроме дипломатических и торговых представителей по спецразрешениям. Период охлаждения российских SIM после возвращения из международной поездки не менее 30 дней;
- Исчезновение саморегуляции (независимой модерации и кодексов поведения на ру-бигтех платформах), прямая ответственность платформ и блогеров перед государством, внедрение обязательных государственных модулей и ботов;
- Массовое внедрение ИИ-модерации контента при загрузке контента в сеть. Генеративные технологии цензуры (незаметная замена сцена и контента), снижение прозрачности блокировок/подмены, возможность мгновенного удаления «нежелательных» материалов без участия человека. Ошибки ИИ становятся новым инструментом подавления;
- Увеличение штрафов, введение уголовной ответственности за потребление экстремистского контента и контента нежелательных организаций/иноагентов, использование запрещенных приложений (будь то VPN или Медуза);
- Криминализация любой частной коммуникации без сертификации ФСБ/ФСТЭК (в том числе меш-сетей, протоколов коммуникации на основе децентрализованных сетей). Обязательная сертификация средств защиты информации, крупные штрафы для несертифицированных операторов и владельцев ИС;
- Облегчение экстрадиции лиц, преследуемых режимом по политическим основаниям (в т. ч. за посты в интернете) и расширение возможностей трансграничных репрессий (в том числе блокировку счетов/аккаунтов за границей и поражение в гражданских правах);
- Включение хакерских атак в инструментарий транснациональных репрессий, легализация хакерских атак как особого вида оперативно-розыскных действий;
- Тотальный сбор биометрических и поведенческих данных, обязательная интеграция распознавания лиц в транспорт и финтех, рост «предиктивного контроля»;
- Автоматизация административных штрафов — внедрение системы упрощенных делопроизводства по делам об административных правонарушениях в случае срабатывания систем распознавания лиц/ биометрической идентификации;
- Цифровой рубль (CBDC) как новая форма расчетной единицы внедрен во все банковские, финтех и торговые сервисы, его принятие обязательно. Частный оборот цифровых валют (кроме ВЭД по спецразрешениям и квал.инвесторов) запрещен;
- Окончательное формирование централизованной базы данных цифровых профилей россиян. Внедрение закрытой системы социального рейтинга с аналитикой на предмет «сомнительных социальных связей» (напр. друзья и подписка в соцсетях, контакты с лицами из списка террористов/экстремистов/иноагентов, подписка на каналы/группы, комментарии и др).
С полным докладом «Надзирать и отказывать (в доступе). Будущее российской цензуры: сканирование горизонтов до 2028 года» можно ознакомиться по ссылке. Там уже не так все уныло, есть и одна светлая надежда: к 2028 году система информационного контроля в России может начать распадаться под собственным весом — в зависимости от устойчивости режима, реакции населения на внедряемые меры, международной повестки и технической компетентности исполнителей.