Владимир Путин пообещал новому президенту Сирии продолжить сотрудничество с его страной, но отказался выдать Башара Асада, сбежавшего в Москву вместе с соратниками. Некоторые из них мечтают отомстить тем, кто сверг диктаторский режим, и занимаются подготовкой вооруженных выступлений против новой власти.
Бывший глава разведки Камаль Хасан и двоюродный брат Асада Рами Махлуф, сделавший себе миллиардное состояние, сейчас тратят миллионы долларов в попытке сформировать группировки из десятков тысяч боевиков и организовать восстание в приморских районах Сирии, говорится в расследовании Reuters. Они также борются за контроль над сетью из 14 подземных хранилищ оружия, созданных в последние дни диктатуры.
Сам Асад после бегства в значительной мере отошел от дел, рассказали четыре источника агентства, близкие к его семье. Однако другие находящиеся в России высокопоставленные фигуры из его ближайшего окружения, в том числе брат Махер, не смирились с потерей власти.
Но действуют они по отдельности, конкурируя друг с другом. Хасан и Махлуф, а также другие борющиеся за власть группировки выделяют средства в надежде сформировать в Сирии и Ливане отряды из примерно 50 тысяч боевиков. Это представители алавитов – религиозного исламского течения, которые составляют меньшинство в Сирии, но при Асаде занимали руководящие посты в государстве.
Махер, также находящийся в Москве, рассчитывает на помощь бывших солдат асадовской армии, но активных действий пока не предпринимал и денег на восстание не выделял, говорят источники Reuters. В ходе расследования корреспонденты агентства пообщались почти с полусотней человек, напрямую знающих о планах соратников Асада, просмотрели финансовые и оперативные документы, проанализировали текстовые и голосовые сообщения.
Организаторы потенциального мятежа, чьи помощники действуют в России, Ливане и ОАЭ, конкурируют друг с другом за внимание потенциальных сторонников и не намерены возвращать Асада к власти. Хасан, например, без устали обменивается звонками и сообщениями с командирами и советниками, в которых жалуется на потерю влияния и строит грандиозные планы того, как он будет править прибрежной частью Сирии, где проживает большинство алавитского населения.
Борьба за власть идет, как и при режиме Асада, сказал Reuters исследователь Ансар Шаххуд, более 10 лет изучавший диктатуру бывшего сирийского лидера:
Но вместо того, чтобы угодить Асаду, основное внимание уделяется поиску его преемника и контролю над алавитской общиной.
Противостоять заговорщикам власти Сирии отрядили Халеда аль-Ахмада, близкого и к Асаду, и к новому президенту Ахмеду аш-Шараа. Он был лидером военизированных формирований Асада, но перешел на сторону своего друга детства аш-Шараа. Задача аль-Ахмада состоит в том, чтобы убедить бывших солдат и гражданских лиц из числа алавитов, что их будущее связано с новой Сирией.
Аш-Шараа в середине октября прилетал в Москву. Путин, в частности, договаривался с ним о сохранении российских военных баз в Латакии и Тартусе. Они находятся как раз на средиземноморском побережье на западе Сирии, причем Тартус – относительно недалеко от ливанской границы.