Администрация Дональда Трампа намерена изменить подход к обеспечению стабильности в Европе. Для этого она готова отойти от главных принципов, действовавших после Второй мировой войны, следует из опубликованной стратегии национальной безопасности США. Они предусматривали военные гарантии безопасности со стороны США, а желавшие получить их страны вступали в Организацию Североатлантического договора.
«Коренной интерес Соединенных Штатов заключается в том, чтобы договориться о скорейшем прекращении военных действий в Украине с целью стабилизировать европейскую экономику, предотвратить непреднамеренную эскалацию или расширение войны, восстановить стратегическую стабильность в отношениях с Россией», — говорится в главе стратегии, названной с характерным для Трампа пафосом «Продвижение величия Европы».
Как отмечается, администрация Трампа не может согласиться с европейскими чиновниками, которые «питают нереалистичные ожидания в отношении войны» в Украине. Поэтому в Вашингтоне намерены переложить на Европу ответственность за собственную оборону, стабилизировать отношения с Россией, а также отказаться от дальнейшего расширения НАТО. Один из приоритетов европейской политики администрации Трампа изложен в стратегии так: «Положить конец восприятию НАТО как постоянно расширяющегося альянса и предотвратить такое развитие событий в реальности».
Также, согласно документу, целью США становится уменьшение военной поддержки европейских союзников. Европа должна «стоять на собственных ногах» и «принять основную ответственность за собственную оборону», говорится в стратегии.
Запрет на прием Украины в НАТО содержался в плане мирного урегулирования из 28 пунктов, который в октябре–ноябре с подачи путинского посланца Кирилла Дмитриева подготовил спецпредставитель Трампа Стив Уиткофф. Европейские чиновники и аналитики оценили это как подрыв авторитета НАТО, поскольку такой шаг заставил бы альянс изменить правила членства и в результате поставил бы под сомнение приверженность США политике организации.
По данным источников The Wall Street Journal, Дмитриев настаивал, в частности, на закрытии дверей НАТО для Украины; также он предложил пункты о возобновлении российско-американского экономического сотрудничества.
Эти предложения, по всей видимости, совпали с превалирующими в Белом доме настроениями, поскольку стратегия, разрабатывавшаяся не один месяц, предусматривает налаживание связей с Россией, а именно – «восстановление условий стабильности в Европе и стратегической стабильности в отношениях с Россией». А чтобы Москва в будущем не пыталась ситуацию дестабилизировать, Европа должна быть способна ей противостоять, указывается в числе приоритетов:
Обеспечить Европе возможность твердо стоять на ногах и действовать в качестве группы суверенных государств-союзников, в том числе приняв на себя основную ответственность за собственную оборону, чтобы не подвергаться доминированию со стороны какой-либо враждебной державы.
На практике процесс сокращения 85-тысячного контингента американских войск в Европе уже начался. Но это не повлияет на ее обороноспособность, настаивает верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО в Европе генерал Алексей Гринкевич. «Я уверен в [оборонном] потенциале» Европы и Канады, сказал он в Politico: «Сегодня мы готовы к любому кризису или чрезвычайной ситуации». По его уверению, политические сложности, связанные с мирными переговорами по Украине, «не оказали никакого влияния... на способность выполнять нашу миссию с точки зрения НАТО». Благодаря обещаниям союзников увеличить расходы на оборону, НАТО «завтра и послезавтра будет еще лучше готово» противостоять России, в том числе несмотря на возможное дальнейшее сокращение войск США, добавил Гринкевич.
Трамп неоднократно заявлял, что Европа должна больше заботиться о собственной обороне. По его настоянию страны НАТО решили увеличить военные бюджеты в совокупности до 5% ВВП. Еще одним свидетельством стремления администрации Трампа переложить на Европу бремя собственной защиты стали слова представителя США в НАТО Мэтью Уитакера. В ноябре он заявил, что «с нетерпением ждет того дня, когда Германия… скажет: "Мы готовы занять пост Верховного главнокомандующего ОВС НАТО"».
А на этой неделе госсекретарь США Марко Рубио пропустил встречу министров иностранных дел стран альянса, чего практически не случалось с момента его основания в 1949 году.