МОСКВА, 8 дек (Рейтер) - Казахстан в декабре планирует впервые поставить около 50.000 тонн кашаганской нефти в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу, перенаправив объемы с основного экспортного маршрута - системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), сообщили Рейтер два источника в отрасли.
По их данным, нефть будет поставлена с месторождения Кашаган из ресурсов китайской CNPC в объеме более 30.000 тонн и японской Inpex - около 20.000 тонн.
Казахстан ищет альтернативные маршруты для экспорта нефти из-за падения перевалки на черноморском терминале КТК после повреждения беспилотником одного из трех выносных причальных устройств (ВПУ-2).
Минэнерго Казахстана оперативно не предоставило комментарий относительно экспорта кашаганской нефти в Китай, но подтвердило поиск дополнительных маршрутов для вывоза каспийской нефти.
«Инцидент на морском терминале КТК не привел к полной остановке экспорта... В настоящее время Министерством энергетики РК совместно с добывающими компаниями проводится оперативная работа по перераспределению объемов нефти. Активизировано использование альтернативных экспортных маршрутов...» - говорится в письменном ответе ведомства на запрос Рейтер.
CNPC и Inpex оперативно не предоставили комментарии на запрос Рейтер.
По словам одного из источников, увеличение поставок сырья по Атасу-Алашанькоу рассматривают также традиционно присутствующие на этом маршруте компании.
Согласно его оценке, рост экспорта в Китай по Атасу-Алашанькоу может вырасти в декабре в целом на 70.000-80.000 тонн.
Сейчас по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу нефть в Китай поставляется в среднем по 85.000-86.000 тонн в месяц.
План поставок казахстанской нефти по Атасу-Алашанькоу на 2025 год составлял 1,0 миллион тонн против 1,2 миллиона тонн в 2024-м. За 10 месяцев текущего года по нефтепроводу экспортировано 0,858 миллиона тонн сырья.
Магистральный нефтепровод Атасу-Алашанькоу проектной мощностью 20 миллионов тонн в год является частью системы магистральных нефтепроводов Казахстан-Китай и принадлежит компании Казахстанско-Китайский Трубопровод (ККТ), являющейся СП Казтрансойла (50%) и China National Oil and Gas Exploration and Development Company Ltd. (50 %).
Нефть в Китай через Казахстан по маршруту Прииртышск-Атасу-Алашанькоу поставляет также Роснефть в объеме около 10 миллионов тонн в год.
Казахстан использует часть транзитной нефти для загрузки Павлодарского НХЗ по схеме замещения, направляя такой же объем своего сырья в Китай.
Нефть на маршруте Атасу-Алашанькоу реализуется с фиксированной скидкой к североморскому эталону Brent в размере $5,33 за баррель на базисе DAP Алашанькоу, по оценке Рейтер.