Топ-менеджеры крупнейших ритейлеров России попросили правительство ограничить скидки на маркетплейсах. Это следует из коллективного письма руководителей «Детского мира», «М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Лемана ПРО», Hoff, «Леонардо», «Всеинструменты.ру» и Inventive Retail Group на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина. С копией документа ознакомился «Коммерсант», а источник издания в правительстве подтвердил получение обращения.
В письме ритейлеры отмечают, что маркетплейсы «агрессивно» снижают цены за счет селлеров, для которых увеличиваются размеры комиссий и штрафов. Для решения проблемы крупные розничные сети предлагают властям установить предельный объем средств, которые онлайн-платформы могут использовать в целях демпинга. Также они считают необходимым ограничить возможность маркетплейсов иметь собственные финансовые системы. В этом вопросе ритейлеры предлагают перенять опыт США, Китая и Турции, где власти обязали онлайн-платформы «вывести финансовые сервисы в отдельный регулируемый периметр либо запретили владение кэптивными финансовыми структурами». Таким образом, традиционная розница встала на сторону крупных банков — «Сбера», ВТБ, Альфа-банка, Т-Банка и Совкомбанка, которые ранее выступили с аналогичными требованиями к маркетплейсам.
Кроме того, офлайн-сети выразили недовольство по поводу того, что маркетплейсы дают доступ к своим платформам продавцам из Китая и предлагают им более выгодные тарифы, чем для местных селлеров. Это, по мнению авторов обращения, «наносит прямой ущерб российским производителям». Еще одна претензия, о которой розничные сети сообщили властям, касается существующего беспошлинного порога ввоза товаров из-за рубежа физлицами на уровне 200 евро. Этим активно пользуются небольшие продавцы для перепродажи импортной продукции на маркетплейсах, считают они. Для противодействия этому ритейлеры предложили форсировать принятие нормы об уплате НДС при ввозе из-за рубежа физлицами товаров, заказанных в онлайне.
Онлайн-площадки «уничтожают другие каналы продаж при помощи субсидий и скидок», говорит представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. «Скидки должны оставаться нормальным коммерческим инструментом, а не механизмом вытеснения конкурентов за счет кросс-субсидирования», — подчеркнул гендиректор ПАО «М.Видео» Феликс Либ.
В отличие от крупных онфлайн-ритейлеров маркетплейсы могут пользоваться налоговой оптимизацией, так как от 40% до 60% сотрудников онлайн-платформ являются самозанятыми, отметил совладелец сети «Леонардо» Борис Кац. Он напомнил, что это позволяет не выплачивать социальные взносы и НДФЛ. Также, по его словам, селлеры, работающие по упрощенной системе налогообложения, обеспечивают маркетплейсам более 60% их выручки.
В Wildberries посоветовали офлайн-ритейлерам обратить внимание на собственную бизнес-модель, которая, по данным маркетплейсам, предполагает доминирование на полках товаров крупных дистрибуторов, а также продукции под собственными торговыми марками. В Ozon заявили, что лишь 2% продавцов отказались от скидок за счет площадки, а шесть из десяти селлеров, поступивших таким образом, позже попросили вернуть промоакции на свои товары. В свою очередь в Ассоциации представителей электронной торговли отметили, что правительству не нужно участвовать в ценообразовании на маркетплейсах.